30-е годы XX века занимают особое место в истории Советского государства. Именно тогда был осуществлен «индустриальный рывок», заложены основы, опираясь на которые, наша держава смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Одной из важнейших задач партия и правительство выдвинули создание отечественного автомобилестроения. Автотранспорт в СССР находился на чрезвычайно низком уровне. В 1927 году в США было 22 137 000 автомобилей и автобусов, в Англии - 1 023 700, в Германии – 319 000, а в СССР имелось лишь 20 000 автомашин и автобусов.

6 апреля 1929 года было принято постановление Президиума ВСНХ СССР о строительстве близ Нижнего Новгорода крупного автомобильного завода. Первый камень в фундамент будущего автозавода был заложен 2 мая 1930 года. 31 мая ВСНХ СССР заключил с американской фирмой «Ford Motor Company» соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-A» и грузовых автомобилей типа «Ford-AA».

Нижегородский крайком ВКП(б) обязал все организации края оказывать Автострою всемерную помощь. При крайисполкоме был создан «Комитет содействия строительству автозавода». На строительство направлялась рабочая сила и опытные руководящие кадры. В январе 1930 года Нижегородские крайкомы комсомола и профсоюзов приняли решение о шефстве над строительством. Трудности возникали немалые. Работать приходилось и в трескучий мороз, и по ночам при свете прожекторов. Выручал ударный труд, помогал энтузиазм.

Внутренний вид цеха. Автозавод. 1930 г.

Перед коллективом Автостроя стояло много серьезных задач. Надо было завершить прокладку подземных коммуникаций, для чего следовало прорыть траншеи до 8 метров глубиной. Работали вручную. Чтобы выполнить такую работу срочно, при фактическом отсутствии механизмов, требовалось дополнительно около 7 тысяч рабочих. Крайком комсомола в сентябре 1931 года провел чрезвычайную мобилизацию комсомольцев. Из них сформировали ударную дивизию, подразделявшаяся на полки, батальоны, роты, взводы и отделения. К 20 сентября в ней насчитывалось до 3 тысяч человек. В первые же дни работы дивизия показала невиданные темпы. На земляных работах 16 сентября задание было выполнено на 112%, 18 сентября – на 178%. Затем комсомольцев направили на строительство Соцгорода, сборку щитовых домиков, прокладку внутризаводской железной дороги и везде показывали ударные темпы.

Инициатор стахановского движения в  машиностроении.

В легендарную историю строительства автозавода вошли имена бригадиров комсомольско – молодежных бригад В.П. Сорокина и Г.А. Переходникова. Обычными стали «штурмы», субботники и воскресники, в которых принимали участие жители Нижнего Новгорода и окрестных деревень. Да и сама бригада-коммуна Переходникова называлась «Штурм». Каждое утро молодежь шла на работу с песней:

«Никто пути пройденного у нас не отберет – Дадим в 17 месяцев правительству завод!»

 

Исключительно благодаря усилиям автостроевцев к 1 ноября 1931 года строительство в основном было закончено.


Энтузиазм творил чудеса. Автозавод получил лучшее по тому времени отечественное оборудование и станки, прессы, машины из США и стран Европы (Германии, Англии, Италии, Франции). Для пуска первой очереди предстояло смонтировать 4,5 тысячи разных агрегатов, 8 тысяч электромоторов. Наряду с иностранными специалистами молодые отечественные инженеры и техники, которым задачи оказались по плечу, за очень короткий срок – до 20 дней – смогли создать эскизные проекты магистралей пара, газа, нефти, компрессорного воздуха, масла, бензина.

Н.Суетин у кузнечного пресса

Рабочий Масленников.

Кузнец Коба.

1 января 1932 года Нижегородский автозавод, созданный практически за 18 месяцев, вступил в строй действующих предприятий. 29 января 1932-года с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА, 6 декабря 1932-го – собраны первые легковые автомобили ГАЗ-А.

Директор завода С.С.Дьяконов в своем кабинете. 1937г.


КОНТАКТЫ

НГХМ, Кремль, корпус 3
+7 (831) 439 13 73
Заказ экскурсий +7 (831) 439 13 73

ПРОГРАММЫ