Поступив на обучение во ВХУТЕМАС, а затем в студию АРХ, Василий Маслов соприкасается с масштабной личностью живописца Ильи Машкова (1881 - 1944), влияние которого как учителя на русское советское искусство трудно переоценить. Илья Машков – один из основателей и участников художественного объединения «Бубновый валет».



Профессор, создатель оригинальной педагогической системы, он воспитал сотни художников и заложил основы московской колористической живописной школы. В то недолгое время, когда Маслов учился во ВХУТЕМАСе и в студии АХР, педагогические взгляды Машкова уже сложились в стройную систему обучения, которая приносила свои плоды.

Обратите внимание на картину Ильи Машкова. Очевидно, что техника Машкова была воспринята Масловым-живописцем.



Василий Маслов попадает в студию к авторитетному педагогу и даже столь небольшой временной отрезок ученичества в стенах ВХУТЕМАСа и студии АРХ позволяет молодому живописцу развить свой талант, вобрав все лучшее из сформировавшейся педагогической системы мастера. Кроме того, живописные темпераменты и Машкова, и Маслова оказались созвучны с заказом времени на энтузиазм, на яркость и мощь художественных решений.

Машков-педагог прежде всего уделял внимание живописной культуре, умению ставить колористические задачи, постижению цветовых возможностей масляной краски. Освоение всех тонкостей живописного ремесла было ориентировано на «старых мастеров», авторитет которых по пониманию качества всех элементов искусства живописи был непререкаем.

Профессор Илья Машков настаивал на необходимости всестороннего развития молодежи. Студийцы часто посещали Третьяковскую галерею, Музей живописной культуры, но особенно важен для них был Государственный музей нового западного искусства. Здесь были собраны шедевры импрессионизма, постимпрессионизма и авангарда из известнейших московских коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. На занятиях в этом музее Машков пояснял особенности методов Сезанна, Матисса, кубистов.
Библиотека ВХУТЕМАСа выписывала из Парижа новые художественные журналы, и учащиеся были в курсе текущих событий культурной жизни. Они слушали лекции по истории искусства Алексея Сидорова, по истории графики Михаила Фабриканта, по теории литературы Виктора Шкловского. Особое впечатление на молодых людей производило общение с крупным философом, искусствоведом Павлом Флоренским.

Еще одна интересная особенность мастерской Машкова – непременное участие студентов в технологическом процессе. Молодые художники готовили краски, кисти, холсты, подрамники, выполняя высокие требования к качеству всех этих подготовительных операций. Обязательной была и различная совместная работа наставника и учеников над постановками, набросками и этюдами с натуры или над совместным исполнением заказов ради общего заработка. Образцом для такой организации учебного процесса для Ильи Машкова всегда являлись средневековые и ренессансные артели художников.

Личность самого Машкова, свойственные ему во всем максимализм и жажда совершенства оказывали на учеников сильнейшее влияние. Творческая атмосфера мастерской способствовала ощущению причастности к классической традиции. Идейную основу педагогической системы составляло продолжение великого дела классической живописи, убеждение в необходимости «выковать достойное звено для общей цепи - искусства».

Такая романтизация профессии давала чувство приобщенности к грандиозным культурным свершениям, к высшей касте живописцев, вносящих свою необходимую лепту в дело построения нового мира.

КОНТАКТЫ

НГХМ, Кремль, корпус 3
+7 (831) 439 13 73
Заказ экскурсий +7 (831) 439 13 73

ПРОГРАММЫ