Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События
В 1919 году врач-психиатр, дочь крупного нижегородского помещика Вера Эммануиловна Чегодаева (род. 1884) передала музею 4 картины и три вазы севрского фарфора из семейной коллекции. Среди произведений – великолепное полотно И. К. Айвазовского «Буря на море» 1895 г.
 
 
И. К. Айвазовский. Буря на море. 1895. Собрание НГХМ.
 
Выразительный и запоминающийся силуэт Медведь-горы (Аю-даг) позволяет определить место терпящего бедствие корабля - это гурзуфская бухта. Ветра и морские течения в районе Аю-дага в бурю несли корабли от Партенита в сторону Гурзуфа – прямо на каменистые островки, выступающие из воды, и избежать столкновения с ними было практически невозможно. Археологи здесь до сих пор находят на дне древние амфоры и остатки кораблей.
 
Картина относится к позднему периоду творчеству И. К. Айвазовского. В отличие от яркого колорита ранних работ, «Буря на море» 1895 года выполнена в естественных сине-серых тонах. Точно найденные тональные решения создают живое впечатление морской стихии, передают атмосферу ночного шторма. Особую эффектность и эмоциональность изображению придаёт виртуозно переданный лунный свет на воде и в небесах.
 
По мнению специалистов это одно из лучших произведений Айвазовского в собрании НГХМ. К сожалению, картина последние годы не участвовала в выставочных проектах по причине плохой сохранности – она находится в длительной реставрации.
 
Есть основания предположить, что произведение было приобретено отцом В. Э. Чегодаевой – князем Эммануилом Александровичем Чегодаевым (1854–1916), человеком неординарным, о котором ещё долго после его смерти из уст в уста передавалось множество историй.
 
 
Князь Эммануил Александрович Чегодаев (1854–1916)

 

 

 

 

Некоторые из них рассказывает известный нижегородский краевед Дмитрий Смирнов. В своей книге «Картинки нижегородского быта ХIХ века», он посвятил небольшую главу Чегодаеву, назвав её «Помещик-прожектер». «Своеобразную славу приобрел аристократ-«изобретатель» князь Чегодаев. Скучая в своем поместье (село Островское Княгининского уезда), он изобрёл «зимоход» – судно, ходящее зимой по льду реки…». Кроме зимохода, краевед так же упоминает об «автоматическом огнетушителе», «аэросанях с парусами» и других «прожектах» деятельного князя.
 

Село Островское – бывшее поместье князя Э.А.Чегодаева
 
Картина «Буря на море», поступившая от Чегодаевых – единственное полотно Айвазовского в коллекции НГХМ, изображающее море во время шторма. Это заставляет задуматься о том, как часто произведения отражают характер коллекционеров: бушующее море на картине вполне может служить олицетворением кипучей деятельности князя Чегодаева.
 
 

 

история музея