Николай Рерих

9 октября родился Николай Рерих — живописец, театральный художник, путешественник, общественный деятель.

В собрании НГХМ хранится несколько работ художника, которые дают представление о его раннем и зрелом творчестве.

Во время обучения в Академии Художеств Рерих увлекается темой Древней Руси и создает живописный цикл «Начало Руси. Славяне». К этой серии близка по содержанию картина «Соглядатаи» (1900), на которой, по одной из версий, изображены разведчики-монголы, наблюдающие за стенами нижегородского кремля. Подробнее об этом произведении мы рассказывали в статье СОГЛЯДАТАИ.
 
 


Н. Рерих. Соглядатаи. 1900. Холст, масло. 79×189

Как и многие художники этого времени, Николай Рерих работал и в качестве театрального декоратора, сотрудничая с отечественными и зарубежными театрами, в частности, с Московским художественным театром и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Спектакли в оформлении Николая Рериха ставились вплоть до 1960-х годов. В собрании музея хранится эскиз декорации «Половецкий стан» к опере Александра Бородина «Князь Игорь». Опера написана по мотивам «Слова о полку Игореве», произведения XII века, рассказывающего о неудачном походе князя Игоря на половцев. Несмотря на то, что Рерих подготовил эскизы ко всем четырем действиям оперы, сценическое осуществление получил только «Половецкий стан», который художник выполнил в нескольких вариантах. В НГХМ хранится эскиз 1909 года.

 

Н. Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь». 1909

Древнерусская тема находит отражение и в картине «Тропа прямоезжая» 1912 года, название которой вызывает в памяти древние былины. 

Н. Рерих. Тропа прямоезжая. 1912. Картон, гуашь, темпера, акварель. 44,8×44,5

В зрелый период творчества главной темой Николая Рериха стал Восток: его природа, люди, история и легенды. В 1925 году он вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет. За это время путешественники побывали в Индии, Китае, Монголии. Во время этой экспедиции, в 1925 году, была написана серия «Майтрейя». В нее входят картины «Мощь пещер», «Твердыни стен (Монастырь Бон-по)», «Шепоты пустыни (Сказ о Новой Эре), «Знамя грядущего», «Майтрейя Победитель» и «Конь счастья». В этих картинах нашли отражение непосредственные впечатления художника от путешествия.

Сам Рерих называл серию этих картин сюитой и говорил, что «Майтрейя символизирует для Востока приближение Новой Эры». Майтрейя — это Будда грядущих времен. С его появлением на земле воцарятся покой и благоденствие. О скором пришествии Будды Майтрейи говорят особые знаки — красные кони. Их художник изображает в четырех картинах из шести. 

Н. Рерих. Мощь пещер. 1925. Холст, темпера. 72,5×100,9

Н. Рерих. Твердыни стен (Монастырь Бон-По). 1925. Холст, темпера. 73×100,1


Н. Рерих. Шепоты пустыни (Сказ о Новой Эре). 1925. Холст, темпера. 72,5×100,7

Картины этой серии, как и большинство работ Николая Рериха, написаны темперными красками. Художник перешел к этой технике после 1910-х годов. Темпера быстро сохнет, поэтому ее накладывают широкими мазками, что исключает тщательную проработку мелких деталей, как вы можете заметить, формы на картинах Рериха даны обобщенно. Рерих говорил: «Суждено краскам меняться – пусть лучше картины становятся снами, нежели черными сапогами», имея ввиду свойства темперы выцветать, а масляных красок — темнеть. Темпера придает картинам особую матовую фактуру, бархатистость, тонкость цвета. Образы, созданные темперными красками, воспринимаются иначе: они кажутся менее материальными, более призрачными. Это было важно при обращении к теме древних легенд, к образам великих героев прошлого, очертания которых как будто теряются во времени.


Н. Рерих. Знамя грядущего. 1925. Холст, темпера. 72×100,7


Н. Рерих. Майтрейя Победитель. 1925. Холст, темпера. 73×101

Н. Рерих. Конь счастья. 1925. Холст, темпера. 72,2×100,8

Картина «Красные кони», несмотря на то, что обращается к похожим образам, и написана в том же году, что и «Майтрейя», в серию не входит. Она иллюстрирует древний обычай: в Ладаке (это область в Индии) ламы в ненастную погоду разбрасывают маленькие фигурки коней в помощь страждущим путникам. О похожем обычае в Монголии Николай Рерих рассказывал в книге «Алтай-Гималаи». В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высокую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней, которые считаются символами Будды, знаками силы и счастья. 


Н. Рерих. Красные кони. 1925. Холст, темпера. 73×100,5

Идею картины «Явление срока» Рерих выразил так: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства». Картина явилась своего рода откликом на революционные события в Монголии 1924 года, в результате которых республика сменила монархию. В лице великана, вглядывающегося в даль, узнаются черты Владимира Ленина. Существуют предположения, что эта картина представляет собой аллегорию сил советского народа, указывающего путь борьбы и освобождения народам востока.

Н. Рерих. Явление срока. 1926. Холст, темпера. 62×123,7