Сабина Мельник о фламандском и голландском искусстве

Предлагаем вам сегодня утром заглянуть в НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО (Верхне-Волжская набережная, 3), где в конце 2023 года была проведена реэкспозиция.

Мы пообщались с завотделом зарубежного искусства НГХМ Сабиной Мельник и узнали немного больше о фламандском и голландском искусстве. Делимся с вами видео.

В XVI веке Нидерланды находились под властью католической Испании, что привело к расколу, и некогда единая страна распалась на две половины ‒ северную Голландию и южную Фландрию (современная Бельгия). В результате этого раскола художественное развитие двух стран предсказуемо пошло совершенно разными путям.

Голландия стала протестантской страной, а протестантизм запрещал изображение библейских сюжетов, поэтому на протяжение последующих веков главными жанрами в голландской живописи были портрет, пейзаж и натюрморт. Во Фландрии же, оставшейся в лоне католицизма, главным заказчиком у художников оставалась церковь, поэтому библейские сюжеты были очень популярны.

Главным художником Фландрии был Питер Пауль Рубенс, один из основоположников и главных представителей искусства барокко, которое характеризуется жизнеутверждающим началом и мощным реализмом. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, значительная часть которых выполнена в сотрудничестве с учениками и коллегами.

В коллекции Нижегородского государственного художественного музея есть прижизненная копия его картины, выполненная, по всей видимости, одним из учеников Рубенса «Ужин в Эммаусе».

Евангелие от Луки повествует о том, что на третий день после Распятия Христа двое его учеников, обсуждая трагические события прошедших дней, отправились из Иерусалима в небольшой город по соседству – Эммаус. По дороге они встретили незнакомца, которого пригласили разделить с ними вечернюю трапезу. За ужином этот человек благословил хлеб, преломил и подал им, и ученики узнали в нём воскресшего Спасителя.

Рубенс помещает эту сцену в темное пространство грандиозного барочного здания со сводами и колоннами. Кроме того, он вводит и другие недостоверные детали ‒ трактирщика, которого нет в сюжете притчи, и попугая ‒ в конце XVI века эти птицы были завезены в Западную Европу благодаря Великим географическим открытиям, и богатые люди с удовольствием держали их в качестве питомцев наряду с другими экзотическими животными.

Ждем вас в НГХМ!

НГХМ | ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО (Верхневолжская набережная, дом 3)
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.

Стоимость билета:
Билет на посещение НГХМ | ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО: 
300 рублей (полный билет), 150 рублей (льготный билет для школьников, студентов, пенсионеров).

*Вход на выставку по билету НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО
*Для обладателей Пушкинских карт по билету Экспозиция ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО