В экспозицию зарубежного искусства НГХМ введена коллекция европейского фарфора

Сотрудники НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО подготовили к новогодним праздникам настоящий подарок для своих посетителей ‒ в обновленную экспозицию была введена коллекция изысканного фарфора и майолики.
Теперь в основной экспозиции зарубежного искусства можно увидеть витрины с предметами и скульптурными группами Мейсенского фарфорового завода, Фабрики фарфора Каподимонте, Севрской фарфоровой мануфактуры и другие образцы европейского фарфора XVII ‒ XIX веков.
Известно, что история европейского фарфора началась в небольшом саксонском городе Мейсен, когда в 1710 году в пустующем мейсенском замке Альбрехтсбург была заложена первая европейская мануфактура твёрдого фарфора.
Существует легенда, что изобретатель европейского фарфора Иоганн Бёттгер как-то заметил, что его цирюльник вместо дорогой французской пудры использует для своих париков местную белую высушенную и измельченную глину, которая, как оказалось, при добавлении к кварцу и полевому шпату вполне заменяла китайский каолин. Совместив состав этой массы и глазури, Бёттгер, наконец, раскрыл «китайский секрет» фарфора, над которым европейцы бились 200 лет.
Ранние изделия Мейсенской мануфактуры украшались восточным декором. Позже под руководством немецкого живописца, технолога и художника по фарфору Иоганна Герольда мейсенский фарфор начал расписываться в стиле рококо. В Мейсене производились не только столовые сервизы, но и корпусы часов, а также скульптурные композиции и другие предметы. В НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО представлены прекрасные образцы мейсенского фарфора разных периодов.
В «итальянской» витрине выставлены образцы фарфора Каподимонте, названного так по имени дворцового комплекса на одном из холмов в пригороде Неаполя, где Карл III Бурбонский решил создать достойную конкуренцию знаменитой фарфоровой мануфактуре в Мейсене.
На мануфактуре Каподимонте выпускали самые разные изделия: посуду, декоративные вазы, мелкую фарфоровую пластику, вначале в стиле рококо, а затем — неоклассицизма. В коллекции НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО представлены две скульптурные группы «Концерт» из белого неглазурованного «бисквитного» фарфора Каподимонте.
Кроме того, в витрине вы можете увидеть итальянскую майолику XVII века ‒ аптекарские сосуды «альбарелло». Такие сосуды были очень распространены в эпоху Средневековья и итальянского Возрождения и предназначались для хранения мазей, трав и различных лекарств.
В собрании Нижегородского государственного художественного музея есть также замечательные образцы французского фарфора. Среди них особенно выделяются изделия Севрской фарфоровой мануфактуры, основанной в 1740 году в Венсене. Позже по инициативе Мадам де Помпадур мануфактура была переведена в Севр — местность к юго-западу от Парижа, поблизости от дворца Бельвю, где жила маркиза. А спустя еще три года мануфактура предсказуемо стала королевской и получила монопольное право на производство фарфора в стране.
Первые изделия на Севрской мануфактуре изготавливали в подражание более знаменитым майсенским. Однако постепенно в русле эстетики рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Севрские мастера химическим путем получали специальные фоновые красители ‒ королевский синий, желтый нарцисс, зеленое яблоко и другие.
Известно, что некоторые французские производители фарфора даже специально не маркировали свои изделия, в надежде, что их примут за севрские.
Все эти произведения европейского фарфора XVII ‒ XIX веков теперь можно увидеть в постоянной экспозиции НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО (Верхне-Волжская набережная, дом 3).