Выставка

«Древний Египет. Искусство бессмертия»

04 октября 2024 — 19 января 2025
6+

Адрес

Стрелка, дом 21, лит. И
8 (986) 750-32-65, 8 (910) 384-21-16, 8 (986)750-56-21

Часы работы

Сегодня: 11:00 — 19:00
Завтра:

Билеты

Купить билет
Льготный:
(школьники, студенты, пенсионеры)
Стандартный:
 
Льготный:
(школьники, студенты, пенсионеры)
Стандартный:
среда-пятница
150
300
суббота-воскресенье-праздники
200
400
вторник
100
200

Описание

Нижегородский государственный художественный музей с 4 октября 2024 года приглашает вас на выставку «Древний Египет. Искусство бессмертия» в выставочный Пакгауз (ул. Стрелка 21И).

В экспозиции зрители увидят 87 экспонатов из ГМИИ им. А.С. Пушкина, обладающего крупнейшим собранием древнеегипетского искусства в России. Этот проект сочетает мультимедийные технологии с подлинными древнеегипетскими артефактами и рассказывает о том, как египтяне представляли себе загробную жизнь.

Мумии — один из символов Древнего Египта. Они стали объектом научного интереса в конце XIX века. Их исследование с использованием естественно-научных методов уже давно ведется в музеях по всему миру. Еще в начале XX века наряду с разворачиванием, которое необратимо повреждало мумии, началось их изучение недеструктивным методом рентгенографии. В наши дни к нему добавилась компьютерная томография, которая широко применяется теперь в музейной практике.
В рамках совместного проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» впервые в России было проведено компьютерно-томографическое сканирование десяти целых мумий людей, нескольких мумий животных и фрагментов мумий из собрания Пушкинского музея. Полученные КТ-изображения были проанализированы антропологами, криминалистами, рентгенологами. Ученым удалось увидеть мумии «изнутри», проникнуть сквозь пеленание, не разрушив его. У нескольких мумий были взяты микрообразцы костей, зубов и затвердевших бальзамирующих веществ для палеогенетического и химического анализов. Научные сотрудники музея изучили особенности пеленания и декора мумий, уточнив датировки.

Центральное место в экспозиции выставки «Древний Египет. Искусство бессмертия» займут 3D-реконструкции облика древних египтян — молодой женщины 20–25 лет и мужчины 30–40 лет. Эти «оживающие» мумии дадут возможность представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила.

Выставка состоит из нескольких разделов, которые освещают разные аспекты представлений египтян о бессмертии и загробной жизни:
Материальность бессмертия. Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Необходимо было сохранить тело, построить гробницу, наполнить ее важными для жизни предметами. Неотъемлемым элементом этого загробного мира была мумия. Плоть усопшего должна была оставаться нетленной и с помощью ритуала преобразиться в бессмертное тело, подобное телу бога Осириса. Центр этого раздела — расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Как и другие саркофаги, он служил защитой мумии, предохранял ее от разрушения. Рядом с ним — четыре каменных сосуда для хранения забальзамированных внутренних органов (канопы). Важный экспонат раздела — верхняя часть жертвенного столика с вырезанной на ней надписью, в которой говорится о том, чего египтяне ждали в вечности в качестве дара от богов – «землю и все, что в ней».
Теология бессмертия. Ключевая фигура в египетских представлениях о вечной жизни — владыка загробного мира Осирис. В ритуале бальзамирования повторяется история Осириса, первого умершего, мумифицированного и воскрешенного. В этом разделе выставки представлены статуэтки божественной триады — Осириса, Исиды и их сына Хора. Основной экспонат раздела — рельефный блок из гробницы с изображением погребальной процессии и ритуала «отверзания уст и очей» — магического оживления мумии перед погребением.
Монументальность бессмертия. Гробница воспринималась древними египтянами как особый мир-двойник, наполненный изображениями — статуями, настенными рельефами и росписями. Все изображения считались двойниками — «Ка» — реальных людей и вещей. Позволить себе строительство гробницы могли лишь представители социальной элиты. Гробница была не только местом упокоения мумии и принесения продуктовых жертв, но и настоящим памятником умершему. Покойный прославлялся как достойный член общества. В этом разделе выставки присутствуют «ложная» дверь и жертвенник, как наиболее значимые культовые элементы гробницы, а также статуя египтянина Нефермену, держащего стелу с гимном солнечному богу Ра.
Эстетика бессмертия. Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам еще более прекрасной, чем земная. Доказательство тому — множество красивых предметов, которые некогда наполняли гробницы, а теперь хранятся в музеях. Источником вдохновения для египтян была окружавшая их природа, сотворенная богами в начале времен. Это демонстрируют представленные в разделе экспонаты, изображающие обитателей и растения водной стихии. Не менее важен был образ прекрасной египтянки, связанный с представлениями о красоте, молодости, жизненной энергии, чувственной любви, внешней привлекательности, продолжении жизни. За эти сферы человеческого существования «отвечали» в древнеегипетском пантеоне три божества — Хатхор, Бастет и Бэс, чьи статуэтки, как и предметы, связанные с их культом, представлены в данном разделе выставки.

Нижегородский государственный художественный музей дополнил выставочный проект интерактивной зоной, где будут проводиться групповые занятия с детьми («Кабинет ученого», «Раскопки») и проходить лекционные программы для взрослых. Приглашенные специалисты-египтологи осветят различные стороны жизни древних египтян и раскроют тему влияния древнеегипетского искусства на мировую культуру.

Дизайн выставочного пространства разработан студией Миши Маслова.
Выставочный проект осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ и АНО «Территория культуры».
Выставка будет доступна для посещения с 4 октября 2024 года до 19 января 2025 года. 

СОБЫТИЯ