ЧАРУЮЩЕЕ МИФОВ ВОЛШЕБСТВО

Кремль,3

Нижегородский государственный художественный музей представляет выставку произведений западноевропейских мастеров XVI–н.XX веков «Чарующее мифов волшебство…». В общей сложности в экспозицию вошли 117 работ, выполненных на темы античных легенд: 26 картин, 11 гравюр и 80 предметов декоративно-прикладного искусства. Чуть более половины произведений демонстрируется широкой аудитории впервые.


Принципиальной особенностью выставки является ее стилистическое единство. Ядро экспозиции составляют произведения на мифологические сюжеты, в частности, знаменитые любовные истории, связанные с темой похищения и обольщения. Например, на выставке можно увидеть около двадцати различных экспонатов, посвященных похищению Европы.
Другой темой, звучащей своеобразным лейтмотивом, становится миф о союзе прекрасной царевны Леды и лебедя. Картина неизвестного флорентийского мастера конца XVI века, включенная в экспозицию, заставляет вспомнить историю об утраченном шедевре Леонардо да Винчи, вокруг которого до сих пор не умолкают споры. Любовная тема Леды и лебедя так же нашла отражение в самом раннем по времени создания из представленных произведений – гравюре немецкого художника Ганса Бехама, которая датируется 1548 годом.


Мифологические сюжеты с эротическим подтекстом во все времена будоражили творческое воображение художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, стремящихся обрести свободу самовыражения. Поиски творческой независимости способствовали появлению на свет весьма оригинальных произведений, которые по сей день вызывают множество дискуссий. Без преувеличения можно сказать, что проект «Чарующее мифов волшебство…» погружает зрителя в мир художественных загадок. Он тематически объединил произведения разных видов искусства. Качественно высокий уровень экспозиции обусловлен присутствием огромного числа предметов, выполненных из благородных металлов. Кубки, кружки, шкатулки, произведения мелкой пластики – исключительно редкий материал, который фрагментарно представлен в музейных собраниях России. Особого внимания заслуживает многочисленная группа произведений из слоновой кости.


С древнейших времен кость использовалась людьми для создания скульптуры малых форм. Достаточно вспомнить фигурки так называемых палеолитических Венер, чтобы понять насколько глубоко уходят корнями в прошлое традиции косторезного дела. Кость – материал прочный и вместе с тем хрупкий, подверженный быстрому разрушению. Он сильно растрескивается от перепадов влажности и подвергается быстрому «старению» из-за своей органической природы. При кажущейся доступности не всякая кость подходит для изготовления художественных предметов. В эпоху Ренессанса кость часто использовалась в качестве отделочного материала для украшения предметов мебели или произведений декоративно-прикладного искусства. Косторезные промыслы получили развитие почти во всех странах Центральной Европы. Сформировались самостоятельные национальные школы. На выставке можно познакомиться с работами немецких, испанских, итальянских и французских мастеров. Особого внимания заслуживают скульптурные группы, созданные резчиками из французского города Дьеппа.


Помимо предметов из кости, на выставке представлены произведения австрийских эмальеров. Во второй половине XIX века в Вене было налажено производство серебряных и бронзовых изделий, декорированных художественной эмалью. Мастерские Германа Ратцерсдорфера и Германа Бёма выпускали богато и разнообразно исполненные предметы: часы, табакерки, шкатулки, вазы. Своеобразной вершиной венского эмальерного искусства стали роскошно декорированные тематические сеты для сервировки стола. Столовые гарнитуры включали от двух до ста и более предметов, которые выполняли не только эстетическую, но и вполне практическую функцию. В экспозицию выставки включен великолепный корабль – солонка, – который служил важной частью одного из таких гарнитуров.


Уникальная частная коллекция, которая легла в основу выставки собиралась в течение последних двадцати лет и на протяжении долгого времени хранилась вдали от посторонних глаз. Тем не менее, все эти годы произведения активно изучались профессионалами. Проделанная исследовательская работа, которая велась в сотрудничестве с реставраторами, позволила подготовить и осуществить несколько значительных выставочных проектов. В 2016 году в залах московского Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства с успехом прошла выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве», познакомившая москвичей и гостей столицы с наиболее обширными разделами собрания. Годом ранее там же состоялась выставка «Орудие лукавства и притворства», посвященная искусству веера, вызвавшая положительный общественный резонанс.


Выставка «Чарующее мифов волшебство» открывает новую главу в истории этого интересного московского собрания, так как оно впервые демонстрируется за пределами Москвы. Надеемся, что данный проект привлечет внимание профессионалов и любителей искусства, а также станет еще одной вехой в знакомстве отечественной зрительской аудитории с деятельностью российских коллекционеров.

Образовательная программа: 

Экскурсия-квест «Путти, гиппокамп и Психея» (запись по тел. 439-13-73, максимум 10 человек в группе). Стоимость: 300 р.
Экскурсии для сборных групп - по субботам и воскресеньям 14.00, 16.00 (запись по тел.: 439-13-73, максимум 20 человек в группе)

Стоимость входного билета: 250/150 рублей.

Телефон для справок: 439-13-73, 419-68-90