Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) – выдающийся государственный деятель, имя которого тесно связано с историей становления культуры и образования молодого советского государства. С 1917 по 1929 год он являлся главой Народного комиссариата по просвещению РСФСР. В ведении этой организации в 1920-е годы находились все области культуры, а также образования и воспитания молодого поколения нашей страны.
Сыграл немалую роль нарком просвещения А. Луначарский в судьбе молодого талантливого художника Василия Маслова. В 1927 году по его рекомендации Маслов становится стипендиатом фонда молодых дарований и получает направление на рабфак ВХУТЕМАСА, а в 1928 году получает возможность обучаться в студии АХРР в Москве.
Деятельность Луначарского на посту Наркома просвещения имела под собой его гуманистические убеждения о необходимости всестороннего развития ребенка, в котором «художественное воспитание должно быть принято как один из методов общественного воспитания и поставлено на должную высоту». Лично Луначарский принимал участие в судьбах многих одаренных детей.
В начале 1920-х годов, когда в стране был голод и разруха, помощь заключалась в обеспечении элементарными средствами для выживания. Интернатские, так называемые «талантливые» пайки были мизерными (две ложки сахара и пол-фунта свинины на пол месяца). В 1921 году деятели культуры, озаботясь спасением юного Дмитрия Шостаковича, обратились к Луначарскому с просьбой «предоставления талантливейшему мальчику способов питания для поднятия сил его». Для юного музыканта Луначарскому удалось добиться в Совнаркоме учреждения дополнительного «академического» пайка.
В 1924 году по инициативе Луначарского был учрежден государственный фонд молодых дарований, а в 1929 году под эгидой Наркомпроса и РАБИСа (Союз работников искусств) под председательством Луначарского – Общество содействия молодым дарованиям. Через деятельность этих организаций государство обеспечивало юные дарования постоянными мелкими субсидиями, единовременными пособиями в экстренных случаях и т.п. Во второй половине 1920-х годов для некоторых особенно талантливых детей-музыкантов стали возможными более крупные стипендии с целью совершенствования обучения за границей.