Василий Тропинин

28 марта 1780 года родился художник Василий Тропинин. До 43 лет он находился в крепостной зависимости: сначала был крепостным графа Антона Миниха, затем в составе приданого его дочери был передан графу Ираклию Моркову. В 1793 году его отправили в Петербург учиться на кондитера. Там же Тропинин стал брать первые уроки живописи, а спустя несколько лет приступил к занятиям на правах «постороннего ученика». В 1804 году Морков срочно вызывает Тропинина в новое имение в Подольской губернии, где будущий художник выполняет обязанности лакея, кондитера и живописца. Окончательно в Москве Тропинин поселяется в 1821 году, а через два года, на Пасху, получает вольную.

Тогда и была создана знаменитая «Кружевница», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. Именно она принесла художнику первое признание. Картину художник представил на Совете Академии художеств и получил звание «назначенного в академики», а через год удостоился звания академика. В основе работы лежит не конкретный, а обобщенный идеализированный образ. Эта картина относится к разряду жанровых портретов, представляющих героев за какими-либо занятиями. Это новый тип изображений, впервые появившийся в творчестве Тропинина.

В наследии мастера несколько авторских повторений этой работы. С ними можно познакомиться также в «Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени» в Москве, в Саратовском художественном музее им. А. Н. Радищева.  Один из таких вариантов, 1824 года, хранится в НГХМ. В 1926 году картина поступила в музей из Третьяковской галереи, а до этого находилась в коллекции М. С. и Х. С. Барышниковых в имении Алексино (Смоленская губерния). «Кружевница» НГХМ отличается от других вариантов некоторыми деталями композиции (например, колечко на коробочке с принадлежностями; отсутствие трещины на столе) и колористическим решением.

После получения академического звания художнику предлагали должность профессора в Академии художеств, но он предпочел вернуться в Москву. Современники утверждали, что Тропинин «переписал всю Москву». За свою творческую карьеру художник создал около 700 произведений, большая часть из которых портреты москвичей. В коллекции музея хранятся «Портрет Николая Арсеньева» (1839) «Портрет неизвестного» (1833). Николай Васильевич Арсеньев — герой войны 1812 года, участник Бородинского сражения. После войны был опекуном Московского присутствия.

Характер этих образов являет полную противоположность официальным, строгим образам жителей Петербурга. Московские образы — это воплощение свободы, непринужденности и естественности. Мягкость, теплота, искренность, те качества, которыми наделены герои Тропинина. Эти образы как нельзя лучше характеризуют слова В. Г. Белинского: «лицо москвича никогда не озабочено, оно добродушно и откровенно и сморит так, как будто хочет вам сказать: а где вы сегодня обедаете?».

Кроме представленных выше картин в собрании находятся еще несколько работ художника. Среди них «Девушка со свечой» - небольшой лист, исполненный итальянским карандашом, в 1830-х гг. Такая техника помогает художнику передать трепетный свет свечи и его отблески на лице героини.

«Портрет девушки» - одна из последних работ художника, выполненная в 1855 году. Эта картина и «Мотание шерсти» демонстрируют верность художника определенным темам и образам. Последние работы дополняют произведения из экспозиции и позволяют составить более полное представление о творчестве художника.


Ольга Чижус