Поступления от частных владельцев

На протяжении всей истории НГХМ, от основания до настоящего времени, его собрание пополнялось дарами и приобретениями от коллекционеров и частных владельцев.
 
Первые подобные поступления относятся ко времени открытия музея, 1896 году. Тогда ряд произведений из своих собраний передали в музей нижегородские фотографы Максим Дмитриев и Андрей Карелин. Вместе с дарами художников и Академии художеств их дары составили основу первой экспозиции.
 
Частные собрания, как правило, формируются на основании вкусов и пристрастий их владельцев. Поэтому разнообразные интересы собирателей отразились и на составе этой части музейной коллекции, неоднородной и эклектичной по своему составу. Она включает в себя произведения разных периодов истории русского искусства, выполненные столичными и провинциальными мастерами.
 
Из частных собраний происходят, например, работы учеников арзамасской школы Александра Ступина — Николая Алексеева (Сыромянского), Ивана Горбунова. Так, работа последнего, «Бабушка с внучкой», была приобретена музеем в 1972 году из собрания потомка изображенной девочки.
 

Иван Горбунов. Бабушка с внучкой. 1831. Холст, масло. 66,5×57,7. Поступление 1972 года

Поступления от частных владельцев были и в годы Великой отечественной войны. По воспоминания сотрудницы музея Тамары Петровны Гусевой, «люди несли свои семейные реликвии — картины, антиквариат. Они надеялись, что здесь в это страшное время их легче будет спасти». Зимой 1943 года от дочери в музей поступил портрет нижегородского художника и педагога Николая Евлампиева, написанный известным мастером Николаем Фешиным в начале XX века. Это одно из самых крупных и ценных поступлений военных лет.

Николай Фешин. Портрет Николая Евлампиева. 1904. Холст, масло. Поступление 1943 года

Большое число поступлений от частных владельцев пришлось на 1960-1980-е годы. Среди работ, пополнивших в эти годы музейное собрание, - произведения Владимира Боровиковского, Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Нестерова, Зинаиды Серебряковой, Аполлинария Васнецова, Бориса Кустодиева, а также предметы художественного серебра XIX – начала XX века.

Валентин Серов. Портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком. 1904. Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5×46. Поступление 1972 года

Михаил Нестеров. Два лада. 1905. Холст, масло. 62,8×76,3. Поступление 1974 года

Ковш-утица. Михаил Чирков. 1908-1917. Великий Устюг. Серебро, перегородчатая эмаль. Поступление 1988 года

Василий Березин. Портрет императора Франца I Стефана. 1761. Холст, масло. 88×69. Поступление 1929 года

Василий Березин. Портрет Марии-Терезии. 1761. Холст, масло. 67×69. Поступление 1929 года

Николай Кошелев. Палестина. 1892. Холст, масло. 31,2×48,3. Поступление 1936 года

Иван Шишкин. Зимой. 1883. Картон на дереве, уголь, мел, белила. 78,3×51,2. Поступление 1947 года

Илья Репин. Портрет Ольги Макаровой. 1888. Бумага, уголь. 58×45,8. Поступление 1947 года

Зинаида Серебрякова. На лугу. 1912. Холст, масло. 62,5×84. Поступление 1961 года

Аполлинарий Васнецов. Воскресенский мост. Конец XVII столетия. 1913. Бумага, уголь, акварель. 50×65. Поступление 1961 года

Михаил Нестеров. Святой Симеон Верхотурский. 1905. Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. 46,8×30,9. Поступление 1967 года

Василий Поленов. Роскошная лестница к замку. 1885. Эскиз декорации к пьесе «Алая роза» по сказке С. И. Мамонтова. Бумага, акварель. 30,3×38,3. Поступление 1970 года

Борис Кустодиев. Цветы на балконе на фоне гор. 1912. Холст, масло. 78,5×49. Поступление 1971 года

Константин Коровин. В древнем граде. 1909. Эскиз-вариант декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». Бумага на картоне, гуашь, бронзовая краска. 47,2×62,3. Поступление 1972 года

Николай Алексеев (Сыромянский). Семья художника. 1835. Холст, масло. 63×57,7. Поступление 1972 года

Зинаида Серебрякова. Портрет Сергея Эрнста. 1921. Холст, масло. 81×72. Поступление 1973 года

Владимир Боровиковский. Мальчик с ангелами. 1809. Бумага, холст, итальянский карандаш, соус, мел. 88×70. Поступление 1976 года

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг у стены Белого города в Москве XVII века. 1918. Бумага на картоне, уголь, гуашь, акварель, белила. 49,4×63,8. Поступление 1979 года

Оклад иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, с житием». Иван Удалов. 1859-1860 годы. Нижний Новгород. Серебро, штамповка, чеканка, гравировка, золочение. Поступление 1988 года

Сахарница. Адольф Шпер. 1846 год. Санкт-Петербург. Серебро, литье, штамповка, чеканка, гравировка, золочение. Поступление 1988 года

Оклад иконы «Богоматерь Троеручица». Лука Удалов. 1847. Нижний Новгород. Серебро, чеканка, золочение. 20×16,5. Поступление 1989 года

Оклад иконы «Пантелеимон-целитель». Трифон Мешков. 1898-1912. Москва. Серебро, штамповка, гравировка, золочение, эмаль. 32×26,5. Поступление 1989 года