Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
 
Нижегородский художественный музей обладает богатым собранием работ отечественных мастеров советского периода. Большая часть этих произведений посвящена Великой Отечественной войне. Удивляться этому не приходится, так как война стала крупнейшим бедствием в новейшей истории нашей страны и нашего народа, затронув все аспекты культуры. Немаловажно и то, что многие художники сами воевали или ездили на линию фронта, чтобы запечатлевать в своих работах настоящую жизнь советских бойцов. Однако и после разгрома фашистов и много лет спустя, война не переставала тревожить воображение художников, побуждая от повествовательности перейти к более глубокому, творческому осмыслению. Так постепенно военная тематика в изобразительном искусстве стала воплощаться во все более сложных образно-стилистических и жанровых формах.
В нашем собрании находится картина нижегородского художника Владимира Александровича Данилюка «Майское утро». Владимир Александрович воевал, был тяжело ранен и даже побывал в фашистском плену. Может поэтому он как никакой другой художник ценил свет, солнце и радость в искусстве и в жизни.
 

В.А. Данилюк (1919 – 2007) «Майское утро» 1982. Холст, масло
 
Картина «Майское утро» была написана почти сорок лет спустя после войны, в 1982 году. Тема памяти раскрывается здесь очень тонко, ненавязчиво, своеобразно и как бы вскользь, через интерьерный жанр. В минималистичное пространство современной квартиры или дома врываются потоки солнечного света и воздуха, побуждая взгляд зрителя устремиться им навстречу. Но изображение висящего на стуле пиджака с наградами на границе интерьера, заставляет остановиться и мгновенно переключиться на другой аспект восприятия. Таким образом, точка соприкосновения пространственных планов становится точкой пересечения во времени двух весен - 1945-го и 1982-го.
Но это напоминание о цене сегодняшнего благополучия не гнетет и не подавляет зрителя, а заставляет полнее ощутить радость жизни и чувство сыновней благодарности, без натужного пафоса, без привкуса казенной агитации. Так просто и естественно о войне может говорить только человек, видевший ее лицом к лицу.
Мотив большого окна, раскрытого в солнечный пейзаж, очень часто встречается в работах этого мастера. Отсутствие конкретики сообщает его заоконным видам некоторую меру условности, иносказательности, однако без романтической меланхолии. В целом она была чужда художнику. Как правило, его окна это позитивные образы динамичной современности, яркого какого-то здешнего солнца, счастливых надежд и жизненных перспектив.
В этой своей работе Данилюк стремится раздвинуть границы интерьерного жанра, создавая тонкий ускользающий образ «отсутствующего присутствия», «портрет» героя в картине без такового.   Фронтальность композиционного построения только усугубляет степень пространственной и жанровой условности. Крупные, но не массивные красочные мазки формально скорее стремятся к небольшим хрупким плоскостям, а легкие высветленные оттенки дополняют ощущение воздушности и невесомости пространства, его предметно-эмпирической разрыхленности.
Мотив «обретения» человека (в конце концов, и человечности) через признаки его незримого присутствия в интерьере имеет довольно давнюю  историю в мировой и отечественной живописи. Прежде всего, можно вспомнить картину Винсента Ван Гога «Спальня в Арле», которую художник повторял несколько раз. Из работ русских мастеров - пронзительный рисунок М.А. Врубеля «Кровать» из цикла «Бессонница». Или интерьеры С.Ю. Жуковского, в которых ощущается тепло человеческого присутствия, и в то же время неуловимая грусть о человеке, атмосфера томительного ожидания его появления.
Так и в работе из нашего собрания есть эта драматичная грустная нота, которая несколько перекрывает невинное любование жизнью, но и придает ему большую остроту и осмысленность.
Наверное, очень символично, что День Победы приходится на весну и именно на май, когда природа пробуждается, и надежда на обновление получает свое видимое подтверждение. В это время антиномия жизни и смерти воспринимается особенно пронзительно и тревожно. И художник очень тонко сумел передать это эмоционально противоречивое состояние в своей картине «Майское утро».



Алексей Гурин

история музея

Важная информация!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с режимом работы в майские праздники