Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События

Жанр натюрморта имеет интересную судьбу в живописи. Нередко он воспринимался как сугубо «учебный» жанр, тренировка умения строить композицию картины, передавать форму, цвет, фактуру предметов. Однако на рубеже XIX-XX веков натюрморт переживает один из периодов расцвета, становясь своего рода ареной для художественных экспериментов, которыми так богат этот период в искусстве.


Илья Машков. Натюрморт с рыбами. Конец 1910-х гг. Холст, масло. Собрание НГХМ

Илья Машков входил в группу художников «Бубновый валет», с которой начинается история русского авангарда. Для русских авангардистов огромное значение имели традиции европейского постимпрессионизма. Для бубнововалетцев источником вдохновения стали работы Поля Сезанна.

Машков, как и Сезанн, не ставит перед собой задачи точно передать облик реальных яблок и груш, их объем и фактуру. Его фрукты упрощенные по форме, они сводятся к простым геометрическим фигурам.

Натюрморт может изображать предметы, выполненные из разных материалов, - дерева, стекла, металла, и эти материалы имеют разную фактуру. Но на картине Машкова фактура – сугубо живописная, все предметы «сделаны» из мазков краски. Для Машкова, как и для Сезанна, это означало принципиальную разницу между натурой и миром живописного произведения.

Натура – трехмерна, картина – плоскость. На картине поверхность стола кажется уходящей в глубину. Но тарелка с рыбой развернута к зрителю, она не параллельна плоскости стола. И далее взгляд зрителя упирается в стоящее вертикально большое круглое блюдо или поднос. Этот предмет перегораживает дальний план, лишая изображенное пространство глубины. Ощущение плоскости усиливают висящие вертикально рыбы, они тоже создают преграду для движения взгляда зрителя в глубь картины.

Такое приближение композиции к плоскости – это черта и вывесочного натюрморта. Целый ряд картин Машкова создан под влиянием вывесок фруктовых, овощных, хлебных лавок. Бубнововалетцы испытывали интерес к русскому искусству примитивов: вывескам, росписям подносов, лубочным картинкам. Для художников-авангардистов обращение к такому наивному, непрофессиональному искусству было средством обновления языка живописи.

 

Надежда Юрасова



история музея