Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События
В 1920 году собрание Нижегородского художественно-исторического музея пополнилось, в числе прочих, еще одним произведением. Из частного собрания Ю. С. Шереметевой-Клейст поступил «Портрет воеводы И. Е. Власова» Григория Одольского 1695 года.
 
1690-е годы в России — начало эпохи Петра I, время становления светской художественной культуры. Незадолго до этого в живописи зарождается особая форма — парсуна, представляющая собой переходный этап от иконных изображений к более поздним светским портретам.

Создавали такие работы, в частности, мастера Оружейной палаты, к числу которых и принадлежал Григорий Одольский.
 
 
Григорий  Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Собрание НГХМ
 
В центральной части представленной композиции — фигура Ивана Евстафьевича Власова. Он родился в 1628 году, в 1680-х гг. был воеводой в Иркутске и Нерчинске. В 1696 году участвовал во втором Азовском походе Петра I, позже принимал участие в изыскании сереброрудных месторождений в Нерчинске.

 
Григорий Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Фрагмент
 
Обо всем этом красноречиво рассказывает живописное полотно. Это не случайно, ведь главные задачи парсуны — продемонстрировать достоинство изображенного человека, его положение в обществе и государстве, сохранить память о нем для потомков. В данной работе все элементы изображения работают над решением этих задач. «Портрет воеводы И. Е. Власова» очень информативен.
 
В правом верхнем угу помещен герб рода, раскрывающий происхождение Власова; на столе изображена булава — символ воеводской власти, указывающая на занимаемую им должность.
 
Справа от Власова — оконный проем, скрывавшийся за занавесом. В окне предстает вид Нерчинских рудников, с плавильными печами и работниками. Это один из первых светских пейзажей в отечественном искусстве.
 
В нижней части композиция дополнена картушем (рамкой) с надписью, информирующей об объемах добычи драгоценного металла на нерчинских рудниках и самом Иване Власове.
 
 
Григорий Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Фрагмент
 
Как сообщает надпись, портрет был написан, когда Власову было 67 лет. Однако художественно-стилистический анализ картуша и анализ шрифта в нем позволили предположить, что надпись была добавлена гораздо позже, после 1735 года.

Мастера Оружейной палаты в своей работе ориентировались на портреты, созданные в XVI-XVII вв. в Центральной Европе, так называемые «сарматские» портреты, пришедшие в Россию через Украину и Польшу. (Сейчас подобные работы можно увидеть в музеях этих стран и, например, в Беларуси) Так, положение руки на поясе, которое демонстрирует Власов, неоднократно можно встретить в «сарматских» портретах.

Несмотря на ряд новшеств (техника холст/масло, наличие пейзажа, светская трактовка образа), работа содержит и черты, характерные для иконописи, такие как плоскостность, локальность цвета, надписи, обратная перспектива.
 
Таким образом, «Портрет воеводы И. Е. Власова» соединяет в себе черты старого и нового искусства, демонстрируя противоречивость художественной жизни рубежа XVII-XVIII вв.
 
 
Ольга Чижус

история музея