Дворянские и купеческие собрания

 

 

 

 

 

Собрание музея стало активно пополняться в конце 1910-х — 1920-е годы.
 
Одним из основных источников поступления тогда были дворянские и купеческие собрания.

27 апреля 1918 года был принят Декрет об отмене права наследования, согласно которому «Наследование как по закону, так и по духовному завещанию отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как недвижимое, так и движимое), становится государственным достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной Республики».

В результате фонды музея пополнились тысячами реквизированных художественных произведений из собраний Орловых-Давыдовых, Шереметевых, Абамелек-Лазаревых, Каменских (о Каменских вы можете прочитать здесь: КАМЕНСКИЕ и других.

В коллекции Петра Шереметева были широко представлены произведения XVIII века.
 
Федор Рокотов. Портрет императора Петра III. 1762. Холст, масло. 157×111. Из собрания П. В. Шереметева
 
Иван Саблуков. Портрет неизвестной. 1770-е. Холст, масло. 63,3×50,2. Из собрания П. В. Шереметева

Собрания Семена Абамелек-Лазарева и Владимира Орлова-Давыдова включали работы XVIII-XIX вв. 
 
Иоганн Баптист Лампи-Старший. Портрет графа Ивана Лазарева. Холст, масло. 107×90. Из собрания С. С. Абамелек-Лазарева
 
Алексей Венецианов. Спящая девушка. 1840-е. Холст, масло. 53×68. Из собрания С. С. Абамелек-Лазарева
 
Иван Айвазовский. Берега Далмации. 1848. Холст, масло. 123×92. Из собрания С. С. Абамелек-Лазарева

Из усадьбы «Симбилеи» Орлова-Давыдова происходят «Портрет неизвестной» Федора Рокотова, «Гадающая Светлана» Карла Брюллова, «Туманное утро» Ивана Шишкина.

 
Федор Рокотов. Портрет неизвестной. Начало 1790-х. Холст, масло. 73×59. Из собрания В. П. Орлова-Давыдова
 
Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836. Холст, масло. 94×81. Из собрания В. П. Орлова-Давыдова
 
Иван Шишкин. Туманное утро. 1885. Холст, масло. 108×146. Из собрания В. П. Орлова-Давыдова

В начале 1920-х гг. собрание музея пополнилось произведениями из коллекции Варвары Бурмистровой, включавшей, в основном, произведения русского искусства XIX века. Среди работ из ее коллекции такие картины как «Мостик в лесу» Ивана Шишкина, «Перед грозой» Федора Васильева, «Талисман» Генриха Семирадского, «В окрестностях Неаполя» Ивана Похитонова (подробнее об этой картине здесь: ПОХИТОНОВ )  и многие другие.

 
Федор Васильев. Перед грозой. 1869. Холст, масло. 56×92. Из собрания В. М. Бурмистровой

 
Петр Соколов. Сборы на охоту. У крыльца. 1870. Бумага, картон, акварель. 43,6×59,3. Из собрания В. М. Бурмистровой

 
Иван Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Холст, масло. 108×81. Из собрания В. М. Бурмистровой

 
Генрих Семирадский. Талисман. Середина 1890-х. Холст, масло. 53×95. Из собрания В. М. Бурмистровой

 
Иван Похитонов. В окрестностях Неаполя. Дерево, масло. 16×26. Из собрания В. М. Бурмистровой

В 1924 году в собрание поступили иконы из моленного дома Дмитрия Сироткина, расположенного рядом с его особняком, в числе которых были и большие храмовые иконы XV-XVI вв., среди которых «Преображение», «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» из деисусного чина.

 
Преображение. XVI век. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 110×83. Из собрания Д. В. Сироткина

                

Архангел Михаил, из деисусного чина. Архангел Гавриил, из деисусного чина.
Конец XV — начало XVI века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 101×50. Из собрания Д. В. Сироткина

Произведения из этих коллекций отличаются высоким художественным уровнем и многие из них до сих пор украшают постоянную экспозицию художественного музея.