Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События
16 июля родился художник Сергей Виноградов.
 
Он, сын священника из Костромской губернии, получил блестящее художественное образование в Московском училище и Академии художеств в Петербурге. Среди его учителей были Василий Поленов и Владимир Маковский.
 
Продолжая традиции своих наставников, в 1890-х гг. Сергей Виноградов создавал картины передвижнической тематики. Работа «Поденщица» из собрания НГХМ — характерный пример творчества художника тех лет. Он обращается к образу наемной работницы, что было типично для передвижников, но при этом использует легкую и «воздушную» манеру письма, присущую импрессионизму.
 

Сергей Виноградов. Поденщица. 1895. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
Интерес к подобной тематике художник сохранит и потом, о чем свидетельствует рисунок «Крестьянская девочка» 1913 года.
 

Сергей Виноградов. Крестьянская девочка. 1913. Картон, цветные карандаши, пастель. 44×30. Собрание НГХМ
 
Несмотря на то, что в творчестве Виноградова большое место занимают картины передвижнического направления, в историю искусства он вошел как один из главных представителей русского импрессионизма.
 
В 1899 году Виноградова принимают в состав Товарищества передвижных художественных выставок, но скоро его взгляды на искусство начинают меняться. В 1900-1910-х гг. в его произведениях начинают преобладать импрессионистические мотивы — женские модели, детские образы, минуты отдыха и досуга.
 
Небольшой графический лист «Рисует» представляет усадебную тему в творчестве художника. Авторская подпись на листе - «Головинка» - указывает на место создания этой работы. Это усадьба в современной Орловской области, принадлежавшая Всеволоду Саввичу Мамонтову. Сергей Виноградов неоднократно бывал там и создал множество «портретов» самой усадьбы и образов ее обитателей. Предположительно, на рисунке изображена внучка Саввы Мамонтова — Софья.
 

Сергей Виноградов. Рисует («Головинка»). 1910. Бумага, цветные карандаши, пастель. 33,6×25,8. Собрание НГХМ
 
На протяжении всей жизни художник много путешествовал: совершил несколько поездок по Волге, побывал на севере России, ездил по Европе. В 1915-1917 гг. Виноградов жил на даче у Константина Коровина в Гурзуфе. К этому времени относится картина «Алупка», акцент в которой художник переносит на живописные рефлексы и создание эффекта искусственного освещения.
 
 
Сергей Виноградов. Алупка. 1917. Холст, масло. 103×80. Собрание НГХМ
 
Сергея Виноградова и Константина Коровина связывала тесная дружба. В музее хранится картина «У Коровина». Виноградов, изображая в ней наполненный светом интерьер усадьбы Охотино во Владимирской губернии, проявляет себя как мастер интерьерного жанра. (Подробнее узнать о картине можно здесь: У КОРОВИНА).
 
 
Сергей Виноградов. У Коровина. 1907. Холст, масло. 71,8×98. Собрание НГХМ

После революции художник, в отличие от многих своих коллег, остался в России. В 1918 году он входил в состав комиссии по оформлению Московского Кремля к празднованию первой годовщины Октябрьской революции, но через несколько лет все же покинул Россию.
 
Сергей Виноградов обладал незаурядными организаторскими способностями: вел работу по организации выставок, входил в комитеты художественных объединений, а в 1923-1925 гг. вместе с Константином Сомовым и Игорем Грабарем возглавлял оргкомитет передвижной выставки русского искусства в США. По воспоминаниям Грабаря, «Польза от него <Виноградова> очень большая… И сейчас он очень разбирается, кто ерундит, но талантлив, кто фальшив и т.д.».
 
Из Америки художник отправился в Латвию, где остался до конца жизни. Здесь он продолжает создавать картины, участвует в выставках, преподает сначала в частной студии Николая Богданова-Бельского в Риге, а затем в собственной художественной школе.

Ольга Чижус

история музея