Церкви и монастыри

В 1920-1930-е годы в музей поступали художественные ценности из церквей и монастырей Нижнего Новгорода и Нижегородского края.
 
В числе источников поступления такие нижегородские храмы, как Спасо-Преображенский собор, Георгиевская церковь, церковь Рождества Богоматери («Строгановская»), Никольская церковь, а также Печерский и Благовещенский монастыри.
 
 
Житие Герасима «иже на Иордани». Конец XVII века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 73×63. Поступление из Никольской церкви Нижнего Новгорода в 1928 году
 
 
Неопалимая купина. XVI век. Доска сосновая, паволока, левкас, яичная темпера. 117,5×92,5. Поступление из Вознесенского собора Печерского монастыря в 1925 году
 
Георгиевская церковь была построена в 1702 году на откосе. Выполненная в стилистике барокко, с золоченым иконостасом, она считалась одной из самых красивых в городе. В 1920-е годы предметы ее убранства были переданы в Государственный музейный фонд, после чего распределены по музеям. В 1930-х годах церковь была разрушена. Из нее в музей поступила икона «Чудо Георгия о змие» конца XVI – начала XVII века, представляющая собой редкий образец подробной разработки сюжета.
 

Георгиевская церковь. 1702 год. Нижний Новгород
 
 
Чудо Георгия о змие. Конец XVI — начало XVII века. Паволока, левкас, яичная темпера. 113,5×76. Из Георгиевской церкви Нижнего Новгорода в 1930 году
 
Среди источников поступления также значатся Алексеевский монастырь в Арзамасе (ныне не существующий) и Макарьево-Желтоводский монастырь. Из последнего происходит напрестольное Евангелие 1689 года в окладе, выполненное московскими мастерами. Монастырские обители принимали подобные вклады «на помин души». Из вкладной надписи на Евангелии известно, что это дарение монастырю, сделанное «душе спасительства ради».
 

Оклад напрестольного Евангелия 1689 года. Неизвестные мастера. Москва. 1706. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение
 
Большой корпус памятников древнерусского искусства поступил из церквей Балахны, в числе которых Спасо-Преображенский и Вознесенский соборы, церкви Воскресения, Покрова, Рождества Христова, церковь Бориса и Глеба, Троицкая кладбищенская церковь.
 

Троица Ветхозаветная, с бытием. Первая половина XVII века. Паволока, левкас, яичная темпера. 107×77. Поступление из Троицкой церкви Балахны в 1964 году
 
 
Возведение на крест. Вторая половина XVI века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 84×58. Поступление из Христорождественской церкви Балахны в 1925 году
 
Из церкви Бориса и Глеба, не сохранившейся до настоящего времени, поступили несколько икон: «Никола, Борис и Глеб», «Чудо о Флоре и Лавре», «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». И сам храм, и иконы в нем датируются XVI веком. Это позволяет предположить, что иконы была созданы специально для него и находилась там изначально. Стилистика икон свидетельствует о том, что созданы они были местными мастерами, что помогает создать представление об особенностях локальных художественных традиций.
 
 
Никола, Борис и Глеб. Первая половина XVI века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера.  86,5×69. Из церкви Бориса и Глеба в Балахне в 1925 году
 
 
Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVI век. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 136×97. Из церкви Бориса и Глеба в Балахне в 1928 году
 
 
Чудо о Флоре и Лавре. Вторая половина XVI века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 83×72,5. Поступление из церкви Бориса и Глеба в Балахне в 1925 году
 
В настоящее время эти и другие произведения из храмов и монастырей входят в коллекцию древнерусского искусства.