Собрание музея. Художник и Крым

       Крым во все времена притягивал к себе людей искусства и красотой ландшафта, и целительным климатом, и способностью дарить вдохновение. Жизнь полуострова развивались под воздействием традиций множества народов, в разное время населявших эту землю, поэтому здесь сконцентрировались многие культурные достижения.

        В творчестве художников разных направлений и периодов можно встретить этюды, пейзажные зарисовки и картины с изображением разных уголков полуострова, наполненного невероятной силой притяжения человека и природы. В Крыму побывали в свое время практически все выпускники Императорской Академии художеств и других учебных художественных заведений. Каждый из живописцев, работавших там, выражал самобытность этого края по–своему. Интерес к художественному осмыслению жизни полуострова, возросший с конца XIX века, не угасает до сих пор.

       В собрании Нижегородского государственного художественного музея находятся работы мастеров XIХ и ХХ веков, чья жизнь и творчество были связаны с Крымом: Ивана Айвазовского, Георгия Нисского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Сергея Виноградова и других.

     

     И. К. Айвазовский. Вид Крыма. Гурзуф. 1951


    И. К. Айвазовский. Крымский вид. 1870

  С. А.  Виноградов. Алупка. 1916


П. П. Кончаловский. Крым. Алупка. 1916


Г.Г. Нисский. Севастополь. Встреча. 1935

    Интересны своей непохожестью друг на друга работы выдающихся художников рубежа XIX – XX веков, посвященные этому уникальному региону: Константина Коровина, Федора Богаевского, Роберта Фалька.

           Константин Алексеевич Коровин приехал в Ялту в 1904 году навестить писателя Антона Чехова, который в то время тяжело болел. Позже художник купил участок на побережье: «В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты, и многие все лето гостили у меня». Виллу-мастерскую художник спроектировал сам, она называлась «Саламбо» — как и балет, к которому Коровин создал декорации. В каждой его работе, посвященной Крыму, есть продуманное художественное решение, свое открытие и загадка, задумчивость и особая радость, особое движение души.  В работе «Ялта ночью» мастер, умело задействовав «все краски мира», энергию мазка, игру разных источников света с тенями, активизирует органы чувств зрителя для полноты восприятия неповторимой красоты и сказки южной ночи.


 К. А. Коровин. Ялта ночью. 1905

 Константин Федорович Богаевский прославился в начале XX века как автор героико-романтических пейзажей восточного Крыма. Работа «Облако» посвящена Киммерии. Древние племена киммерийцев, населявших когда-то Крым, дали название одному из его побережий.  О Киммерии писал в знаменитой "Одиссее" Гомер:

Скоро мы пришли к глубоко текущим водам Океана,

Там Киммериан печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков...

     Богаевский расширил рамки понимания пейзажа, придав ему глубокий историзм. Он искусно соединил изучение натуры с художественным вымыслом и фантазией, заострив внимание на волнующих приметах прошлого: руинах древних сооружений, вековых деревьях, разбитых колеях дорог, едва заметных на каменистой почве. Произведение производит впечатление роскошного старинного гобелена.


К.Ф. Богаевский. Облако. 1910

          Роберт Рафаилович Фальк в 1910-х годах регулярно ездил в Крым и писал там по преимуществу пейзажи. В полотнах этих лет  проявляется синтез элементов сезаннизма, кубизма и фовизма. В работе «Крымский пейзаж» мастер не порывает связей с видимой реальностью, остающейся источником его вдохновения, но с помощью обобщающего живописного языка создает сложный образ величественной крымской природы: монументально устойчивый и в то же время динамичный, полный энергии, но и не лишённый лиризма, характерного для Фалька.


Р.Р. Фальк. Крым. 1914




КОНТАКТЫ

НГХМ, Кремль, корпус 3
+7 (831) 439 13 73
Заказ экскурсий +7 (831) 439 13 73

ПРОГРАММЫ