Художник и Крым

        Крым во все времена притягивал к себе людей искусства и красотой ландшафта, и целительным климатом, и способностью дарить вдохновение. Жизнь полуострова развивались под воздействием традиций множества народов, в разное время населявших эту землю, поэтому здесь сконцентрировались многие культурные достижения.

        В творчестве художников разных направлений и периодов можно встретить этюды, пейзажные зарисовки и картины с изображением разных уголков полуострова, наполненного невероятной силой притяжения человека и природы. В Крыму побывали в свое время практически все выпускники Императорской Академии художеств и других учебных художественных заведений. Каждый из живописцев, работавших там, выражал самобытность этого края по–своему. Интерес к художественному осмыслению жизни полуострова, возросший с конца XIX века, не угасает до сих пор.

       В собрании Нижегородского государственного художественного музея находятся работы мастеров XIХ и ХХ веков, чья жизнь и творчество были связаны с Крымом: Ивана Айвазовского, Георгия Нисского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Сергея Виноградова и других.  

 

 

И. К. Айвазовский. Вид Крыма. 1951

С. А. Виноградов. Алупка. 1916

П. П. Кончаловский. Крым. Алупка. 1916 

Г.Г. Нисский. Севастополь. Встреча. 1935

Интересны своей непохожестью друг на друга работы выдающихся художников рубежа XIX – XX веков, посвященные этому уникальному региону: Константина Коровина, Федора Богаевского, Роберта Фалька. Константин Алексеевич Коровин приехал в Ялту в 1904 году навестить писателя Антона Чехова, который в то время тяжело болел. Позже художник купил участок на побережье: «В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты, и многие все лето гостили у меня». Виллу-мастерскую художник спроектировал сам, она называлась «Саламбо» — как и балет, к которому Коровин создал декорации. В каждой его работе, посвященной Крыму, есть продуманное художественное решение, свое открытие и загадка, задумчивость и особая радость, особое движение души. В работе «Ялта ночью» мастер, умело задействовав «все краски мира», энергию мазка, игру разных источников света с тенями, активизирует органы чувств зрителя для полноты восприятия неповторимой красоты и сказки южной ночи.


К. А. Коровин. Ялта ночью. 1905

Константин Федорович Богаевский прославился в начале XX века как автор героико-романтических пейзажей восточного Крыма. Работа «Облако» посвящена Киммерии. Древние племена киммерийцев, населявших когда-то Крым, дали название одному из его побережий. О Киммерии писал в знаменитой "Одиссее" Гомер: Скоро мы пришли к глубоко текущим водам Океана, Там Киммериан печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков... Богаевский расширил рамки понимания пейзажа, придав ему глубокий историзм. Он искусно соединил изучение натуры с художественным вымыслом и фантазией, заострив внимание на волнующих приметах прошлого: руинах древних сооружений, вековых деревьях, разбитых колеях дорог, едва заметных на каменистой почве. Произведение производит впечатление роскошного старинного гобелена.


К.Ф. Богаевский. Облако. 1910

Роберт Рафаилович Фальк в 1910-х годах регулярно ездил в Крым и писал там по преимуществу пейзажи. В полотнах этих лет проявляется синтез элементов сезаннизма, кубизма и фовизма. В работе «Крымский пейзаж» мастер не порывает связей с видимой реальностью, остающейся источником его вдохновения, но с помощью обобщающего живописного языка создает сложный образ величественной крымской природы: монументально устойчивый и в то же время динамичный, полный энергии, но и не лишённый лиризма, характерного для Фалька.


Р. Р. Фальк. Крым. 1914  

Екатерина Клюева