Александр Бенуа

3 мая 1870 года родился Александр Бенуа — человек, обладавший необычайно разносторонними талантами и оставивший след в разных сферах творчества. Он, как представитель художественной династии, не имел шансов не связать свою жизнь с искусством. Александр Бенуа — живописец и график, иллюстратор, театральный художник и режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, художественный критик, один из основателей объединения «Мир искусства», участник «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Его наследие насчитывает тысячи работ, хранящихся в государственных музеях и частных собраниях. Мы предлагаем вам познакомиться с произведениями Бенуа, которые хранит нижегородский художественный музей.
Среди них — эскиз костюма Коломбины — персонажа итальянской народной комедии XVI-XVIII вв., или комедии дель арте. Коломбина — служанка, часто наряженная в платье из заплат, похожее на наряд Арлекина.
 

А. Н. Бенуа. Коломбина. Эскиз театрального костюма. Бумага, карандаш, акварель. Собрание НГХМ
 
 
А. Н. Бенуа. Коломбина с фигуркой Пульчинеллы. Оборотная сторона рисунка "Коломбина". Набросок. Карандаш.Собрание НГХМ
 
В похожем облике изобразил ее и Бенуа. Художник неоднократно обращался к этому образу в своем творчестве, что было отчасти связано с веяниями времени: комедия дель арте становится популярной в России на рубеже XIX-XX вв. Отголоски этого театра прослеживаются в творчестве отечественных режиссеров — В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, а образы комедии встречаются в работах многих коллег Бенуа.
Как и его современников, Бенуа отличало пристрастие к прошлому, стилизаторство. Особенно художника привлекали Россия XVIII века и Франция XVII века, в частности шедевр французского искусства того времени — королевская резиденция Версаль.
 
 
А. Н. Бенуа. Свадебная прогулка. Картон, пастель. Собрание НГХМ
 
Впервые о Версале будущий художник услышал еще в детстве, а в 13 лет, познакомившись с романами Александра Дюма, «открыл в себе, что связан с ним какой-то личной связью». Но только в октябре 1896 года, в 26 лет, художнику удалось вживую познакомится с Версалем и влюбиться в него навсегда. В одном из своих писем художник признаётся: «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть… Я совершенно переселился в прошлое». По 8-10 часов художник рисовал в парке, а потом создавал композиции на основе рисунков.
«Свадебная прогулка» - одна из длинного ряда подобных работ. Художник вновь переносит нас во Францию времен Людовика XIV. Дух того времени Бенуа доносит не только благодаря костюмам, прическам, жестам персонажей, но и при помощи композиции. XVII век для Франции — это время расцвета национальной культуры, в том числе, литературы и изобразительного искусства, в которых господствовал стиль классицизм. Классицизм — стиль, опирающийся на разум и логику, в связи с чем получила развитие строгая симметричная, т. н. кулисная композиция, которую и применяет здесь Бенуа.
Дополняет представление о «французском» направлении творчества мастера хранящийся в собрании альбом автолитографий «Версаль», выпущенный в 1922 году. На 26 листах художник запечатлел дорогие его сердцу виды. Версаль предстает на каждом листе альбома разным: в лучах солнца, под порывами холодного ветра, под косыми струями дождя, осенью и зимой, многолюдным или пустынным, но всегда прекрасным и величественным.
 
 

А. Н. Бенуа. Вид на дворец от «Parterre d′eau». 1921. Автолитография. Собрание НГХМ

 
А. Н. Бенуа. Общий вид от Курциуса. 1921. Автолитография. Собрание НГХМ
 
javascript:void(0)
 
А. Н. Бенуа. Осенний день у бассейна Аполлона. 1921. Автолитография. Собрание НГХМ
 
 
А. Н. Бенуа. Спуск к дороге в Сен-Сир. 1921. Автолитография. Собрание НГХМ
 
 
А. Н. Бенуа. Фонтан Бахуса зимой. 1921. Автолитография. Собрание НГХМ
 
Работа над созданием автолитографий для альбома — только малая часть того, что делал Александр Бенуа в послереволюционной России. В отличие от многих своих коллег, Бенуа не сразу уехал за границу. В 1917 году он стал одним из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 года был членом Совета Эрмитажа, а с 1918 по 1926 гг. занимал должность хранителя отделения французской и английской живописи этого музея. Только в 1926 году художник уехал в Париж, где продолжил участвовать в художественных выставках, заниматься театром и кино, вплоть до своей смерти, наступившей в 1960 году.
 
 Ольга Чижус