Михаил Нестеров

31 мая родился Михаил Нестеров, мастер «опоэтизированного реализма», главной темой творчества которого были духовные поиски человека.
 
Жизнь людей в его картинах почти всегда проходит на природе, в полном с ней согласии. Идея гармоничного сосуществования людей и природы проводится мастером в картине «Два лада». Об этом говорит само название картины. Художник подчеркивает эту идею и композиционно, и колористически. Очертания берега, леса и его отражения в воде вторят друг другу, создавая ритмичную гармоничную композицию, объединенную светлой цветовой гаммой.
 
 
М. В. Нестеров. Два лада. 1905. Собрание НГХМ
 
Большое место в творчестве художника занимают религиозные образы. Долгое время мастер работал над внутренним оформлением храмов. В собрании музея хранятся станковые образы святых: картина «Богоматерь» и акварельный лист «Святой Симеон Верхотурский». Последний почитается как покровитель уральской земли. Выразительные средства полупрозрачной акварели позволяют создать художнику нематериальный, неземной образ святого.
 


М. В. Нестеров. Богоматерь. Дерево, масло. Собрание НГХМ
 

М. В. Нестеров. Святой Симеон Верхотурский. 1905. Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. Собрание НГХМ
 
Герои картин Нестерова — пустынники, монахини, белицы. Некоторые из них словно сошли со страниц романов А. Мельникова-Печерского. Впервые к их образам художник обратился в 1890-х годах, но эта тема не оставляла художника на протяжении еще долгих лет. Так в 1917-1922 годах художник создает картину «Град Китеж». В ней узнается типаж «нестеровской девушки», тонкой, бледнолицей, задумчивой, почти отрешенной. Картина обладает сложной ритмикой, придающей «неспешность» повествованию.
 
 
 М. В. Нестеров. Град Китеж. 1917-1922. Собрание НГХМ
 
После революции художник обратился к портретному творчеству. В 1927 году он работает в Муранове, бывшем имении Тютчевых, превращенном в музей. Там он задумывает писать двойной портрет внуков поэта — Софьи и Николая Тютчевых. Вскоре он понимает, что брат и сестра «на одном портрете не совместимы: нет внутренней гармонии ни душ, ни образов, ни линий. Один как бы исключает другого», и решает разъединить модели. В музее хранится «Портрет Софьи Ивановны Тютчевой», созданный в 1928 году. Эмоциональная основа этого портрета — элегическая сосредоточенность, состояние углубленного раздумья. Нестеров писал: «Софья Ивановна — теперь в одиночестве на фоне мурановской деревни. Осень на душе старой дамы. Осень и в природе — осенний букет (астры, рябина) на столе...». В портрете природа и человек связаны эмоционально.
 
 
М. В. Нестеров. Портрет С. И. Тютчевой. 1928. Собрание НГХМ
 
Русская природа часто трактуется художником в сентиментально-меланхолическом ключе. Его пейзажи наполнены тишиной и покоем. Таков «Весенний пейзаж» - этюд к картине «Преподобный Сергий Радонежский», самая ранняя по времени создания и времени поступления в коллекцию работа. Эта небольшая картина была подарена автором Максиму Горькому. Художник и писатель познакомились в Ялте в 1900 году, а в 1901 Нестеров гостит у Горького в Нижнем Новгороде и передает картину с дарственной надписью: «Славному певцу русской природы М. Горькому». В 1909 году М. Горький передал картину в дар музею, положив начало коллекции работ этого художника.
 
 
 
М. В. Нестеров. Весенний пейзаж. 1900. Холст на картоне, масло. Собрание НГХМ
 
 
Ольга Чижус