Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События
«Музейная гостиная»
7+
 
Друзья! Посмотрите на эту коробочку с нарядной яркой росписью. Как вы думаете, для чего она нужна?

              
 
Азаматова Г.Н. Коробка для рукоделия, 1977. Дерево, тушь, гуашь, анилиновые краски, лак. Собрание НГХМ.

Это коробочка для рукоделия. Внутри в центре под крышечкой хранились иголки, а вокруг нитки. Сделана она из дерева и расписана полхов-майданской росписью. Название росписи происходит от села Полховский Майдан, расположенного на юге Нижегородской области. Еще в 19 веке там стали изготавливать деревянную посуду, выточенную на токарном станке. Первые рисунки на изделиях появились в 1916 году. Они были контурными, их выжигали. Потом стали заполнять контур масляными красками, которые затем заменили на анилиновые. В каждом доме всегда есть анилиновая краска – зеленка, которой мажут царапины. Вместо выжженого контура стали наносить эффектную обводку тушью.

Кроме разнообразных коробочек и шкатулок, делали посуду: солонки, сахарницы, кубки, чаши, поставки.
 
          

Бабина А.Ф. Поставок, 1976. Дерево, тушь, гуашь, анилиновые краски, лак. Собрание НГХМ.

А еще создавали детские игрушки-тарарушки (вещи для забавы): грибы-копилки, коробочки-яблоки, птички-свистульки, пасхальные яйца, балалайки, матрешки. Полхов-майданских матрешек легко отличить от других по цветку на платке. 
 
     
 
Роспись выглядит такой яркой из-за контрастного сочетания цветов. В палитре художников всего четыре основные краски: красная, желтая, зеленая и синяя. Сначала на предмет наносится грунт из крахмала, чтобы краски не расплывались. Потом слоями пишут узор. Первой используют  светло-желтую краску. Когда перекрывают ее красной, получается насыщенный алый цвет. Чтобы получить зеленый, поверх желтой пишут синей краской. Обязательно в конце обводят контур тушью. В конце сушат при комнатной температуре и покрывают двумя слоями лака, просушивая каждый слой.

Наиболее известен растительный рисунок. Он состоит из так называемой «розы» –  крупного цветка шиповника, ромашки, веточек с зелеными и синими листьями и небольшими ягодами.
 
 
Танкова Е.Е. Блюдце из чайного набора, 1974. Дерево, тушь, гуашь, анилиновые краски, лак. Собрание НГХМ.
 
Посмотрите, сколько придумали разных вариантов «розы», ягод и других цветов. Попробуйте составить из них свой узор. Форма предмета подскажет вам, как лучше его разместить.
 
    
   
Кроме растительного орнамента, художники украшали крупные изделия сюжетной росписью. Мастера изображали родные сельские пейзажи, знакомые и любимые с детства.  



Раскрасьте грибок-солонку красками, которые используют в полхов-майданской росписи.













                                                           



история музея