Дары Максима Горького

Большую роль в формировании собрания музея сыграл писатель Максим Горький. Он был страстным коллекционером и его коллекция отличалась необычайным многообразием: в ней были картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, книги, оружие, монеты и медали. В поисках интересных экспонатов писатель посещал Нижегородскую ярмарку, выставки, мастерские художников, антикварные лавки. Особенно интересовало его современное отечественное искусство.
 
В 1904 году Горький, уезжая из Нижнего Новгорода, сдал на хранение в музей с правом экспонирования работы Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Савелия Сорина, Георгия Ярцева и других мастеров. Среди них особого внимания заслуживает «Весенний пейзаж» Михаила Нестерова с дарственной надписью автора «Славному певцу русской природы М. Горькому М. Нестеров. 1901».
 
 
Михаил Нестеров. Весенний пейзаж. Конец 1890-х. Холст на картоне, масло. 21,6×35. НГХМ

 
Георгий Ярцев. На реке Яузе. 1893. Холст, масло. НГХМ

В 1909 году Горький отправил городскому голове Владимиру Горинову письмо: «Находящиеся на хранении в Нижегородском художественном музее картины я желал бы отдать в собственность музея и если городское самоуправление ничего не имеет против предложения моего — прошу отныне все вещи, помеченные в каталоге 240-270, считать имуществом музея. Когда Вы соблаговолите известить меня, что предложение мое принято, я пришлю в дополнение к имеющимся в музее картинам еще следующие».
 
Предложение писателя было принято и на очередном заседании Максим Горький был избран почетным членом комитета музея.
 
В послереволюционные годы собрание музея пополнили другие работы из его коллекции, в том числе «Ветви ели» и «Медведица» Аркадия Рылова, «Лошади» Леонарда Туржанского, «Зимний пейзаж» Константина Вещилова, «Весна» Витольда Бялыницкого-Бируля и многие другие.
 
 
Аркадий Рылов. Ветви ели (Лесные обитатели). Холст, масло. 112×137. НГХМ

 
Аркадий Рылов. Медведица. Холст, масло. НГХМ

 
Витольд Бялыницкий-Бируля. Весна. 1911. Холст, масло. 62×76. НГХМ

 
Константин Вещилов. Зимний пейзаж. Начало XX века. Дерево, масло. 48×73. НГХМ

 
Леонард Туржанский. Начало XX века. Картон, масло. 24,5×27,7. НГХМ

 
Степан Писахов. Пейзаж. Волжский берег. Холст, масло. НГХМ
 
По завещанию писателя в 1936 году в музей поступили коллекции работ Бориса Кустодеива и Николая Рериха, среди которых такие известные работы, как «Русская Венера» и «Купчиха, пьющая чай» Бориса Кустодиева и серия «Майтрейя» Николая Рериха, составляющие основу монографических залов этих художников.
 
 
Борис Кустодиев.  Купчиха, пьющая чай. 1923. Холст, масло. 81×99. НГХМ

 
Борис Кустодиев. Купец-сундучник. 1923. Холст, масло. 79×97. НГХМ

                                      
 
Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Холст, масло. 200×175. НГХМ  Борис Кустодиев. Русская Венера. 1925-1926. Холст, масло. 200×175. НГХМ

 
Борис Кустодиев. На приеме. 1907. Холст, масло. НГХМ

 
Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917. Холст, масло. 89×70. НГХМ

 
Николай Рерих. Красные кони. 1925. Холст, темпера. 73×100,5. НГХМ

 
Николай Рерих. Мощь пещер. 1925. Холст, темпера. 72,5×100,9. НГХМ

 
Николай Рерих. Твердыни стен (Монастырь Бон-По). 1925. Холст, темпера. 73×101,1. НГХМ

 
Николай Рерих. Шепоты пустыни (Сказ о Новой Эре). 1925. Холст, темпера. 72,5×100,7. НГХМ

 
Николай Рерих. Конь счастья. 1925. Холст, темпера. 72,2×100,8. НГХМ
 
 
Николай Рерих. Знамя грядущего. 1925. Холст, темпера. 72×100,7. НГХМ

 
Николай Рерих. Майтрейя Победитель. 1925. Холст, темпера. 73×101. НГХМ
 
 
Николай Рерих. Явление срока. 1926. Холст, темпера. 62х124,1. НГХМ