А.М. Шилов «Портрет летчика-космонавта СССР В.А. Шаталова» 1982

Для искусства XX века с его модернистскими истоками космос стал одной из ведущих тем и неисчерпаемым источником вдохновения. Космическими предчувствиями уже полно искусство позднего символизма и авангарда, а в живописи второй половины столетия, в эпоху освоения целинных земель и строительства новых больших дорог, холодное обиталище древних богов гордо мыслится уже покоренной вершиной, практически пятой стороной света ожидающей своих новых поселенцев. Портреты космонавтов, этих новых колумбов, наряду с портретами генсеков и членов ЦК становятся неотъемлемой частью советской пропагандистской культуры. Однако со временем энтузиазм и первый искренний романтический угар пошли на спад, а крайняя политизированность космического вопроса только способствовала появлению протокольно-сухих и выхолощенных форм чествования героев космоса.

В собрании нижегородского художественного музея находится портрет летчика-космонавта, генерал-лейтенанта авиации, дважды Героя Советского союза В.А. Шаталова написанный А.М. Шиловым в 1982 году. Владимир Александрович вместе со своим коллегой А.С. Елисеевым стал первым советским космонавтом, трижды побывавшим в космосе, проведя на орбите в общей сложности почти десять суток. Ныне он считается старейшим в мире из здравствующих космонавтов.

Фотографически точный и довольно скупой в плане личностных характеристик модели портрет служит яркой иллюстрацией номенклатурной лексики советского официального портрета на закате эпохи кремлевских старцев. Академический локальный цвет, суховатый рисунок, нейтральный фон, не отвлекающий внимания от героя, классический трехчетвертной разворот фигуры, небрежно-представительная поза явного позирования, китель с наградами, ампирное кресло и абсолютно безличная подача. Не без оглядки на парадные и полупарадные портреты эпохи Просвещения художник А.М. Шилов стремится создать эталонный и стандартизированный образ советского деятеля, в котором психология личности подчинена требованиям дидактики и демонстрации социальной роли персонажа. 
Алексей Гурин