ДУХ МЕСТА. Живопись Игоря Петрова

Верхневолжская наб.,3

ДУХ МЕСТА.


Познавая Дух места, мы приближаемся к пониманию
смысла существования человека, города, мира.
 
 

Игорь Вадимович Петров – современный петербургский живописец, мастер пейзажной картины, профессор Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, член Союза художников России.

Игорь Петров родился в 1951 году в Ленинграде. Профессиональное образование художник получил в средней художественной школе при Институте им. И.Е. Репина (с 1963 по 1969), затем в Институте им. И.Е. Репина (мастерская профессора В.М. Орешникова с 1969 по 1975 гг.). После окончания аспирантуры-ассистентуры с 1978 года началась педагогическая деятельность художника в родном ВУЗе, продолжающаяся до сегодняшнего дня.

На выставке представлено более 40 пейзажных работ художника, условно объединённых в три локальные темы: Петербург и его исторические окрестности, Таврида (Крым), Европа. Игорь Петров часто обращается и к другим жанрам – портрету, натюрморту, сюжетному полотну, но именно в пейзаже наиболее полно раскрывается неповторимость его живописного таланта и личности.
Оригинальность пейзажей Игоря Петрова в их особой личной, и даже интимной интонации. Каждый пейзаж – это целый спектр эмоциональных, интеллектуальных, духовных переживаний автора, выраженных в своеобразной живописной манере. Так, художник воплощает на холсте, то едва уловимое, но пронзительное ощущение, которое принято называть «genius loci» – «дух места».
Понятие «genius loci» восходит к религии древних римлян и буквально означает духа-хранителя домашнего очага. В современной культуре концепт «genius loci» указывает на обладание местом определённой энергией, историко-культурной информацией, которая воспринимается некоторыми людьми в виде метафор, предчувствий, художественных образов. Игорь Петров безусловно относится к таким людям. Художник вступает в диалог с пространством, постигает его через живопись. Для него каждый город – живой, обладает своим неповторимым характером. Именно это позволило известному искусствоведу М.Ю. Герману сказать, что у Игоря Петрова «удивительно развито восприятие индивидуальности… города, улицы, здания», что он пишет «подлинные портреты городов». В интерпретации художника знакомые города, исхоженные и запечатлённые ни одним поколением художников, предстают в новых, порой неожиданных образах.

Портреты родного для художника Петербурга разнообразны. Уже ранние работы являют несомненное свидетельство серьезного живописного дара, понимания поэзии города, его сокровенных определяющих эмоциональных ритмов («Голубые купола», «Свинцовый день»). С годами петербургские мотивы обретают еще более острую индивидуальность: в «Весенних грозах», «Фонарных банях», «Пейзаже с красным домом», «Крюковом канале» город предстаёт неожиданно ярким, живым, активным организмом. Образы пригородных дворцов Петербурга («Монплезир», «Снегопад в Павловске») обращены к ускользающей связи человека с Прекрасным.
Особое место для художника – Крым. Цикл «Моя Таврида» – результат многолетней творческой и духовной работы Игоря Петрова. Он открыл для себя Тавриду еще в 70-е годы, и вот уже около 30 лет руководит пленэрной практикой у студентов на базе Академии Художеств в Алупке. Здесь он обрел не только источник великолепных мотивов, но и полезнейших профессиональных штудий. Живописец великолепно изучил свето-цветовые эффекты южной природы, а так же историко-археологическую, краеведческую и мемуарную литературу. Таврида на картинах И.Петрова – заповедный край, где оживают исторические, поэтические, этнографические пласты культурного наследия.

С тем же вдохновением создает автор «портреты» европейских городов. По меткому замечанию М.Германа, «художник в них – не турист. Он не приезжает в Италию или во Францию, он туда возвращается из мира книг и отроческих мечтаний. В этом мире он дома..». Он находит неповторимое живописное звучание genius loci каждого города: изысканное угасание и отстранённость волшебной Венеции («Канал Гранде в Венеции»,); мощный гений искусства Флоренции («Ночь. Флоренция»), тихую нежность Риги («Снегопад в Риге»), мистическую декоративность Толедо («Толедо»).

Искусству Игоря Петрова близка французская постимпрессионистическая живопись, ее интеллектуализм, а так же условность декоративной манеры, позволяющая отобразить на холсте сложное переживание духа места. Предметный, материальный мир в пейзажах Игоря Петрова узнаваем, но живописные задачи для художника являются первостепенными: он часто предпочитает реальному цвету декоративные колористические решения, «играет» формой и пропорциями предметов, ритмом и выразительностью красочного мазка. Так художник создаёт неповторимый образ дома, улицы, города. И этот декоративный образ становится реальнее, чем сама реальность, так как он отображает не столько видимое, сколько сущностное содержание того или иного места, его genius loci.

Пейзажи Игоря Петрова отличает особая культура живописи и светоносность палитры. В этой светоносности – радость жизни, радость постижения, радость творчества, в ней – особое качество Петрова-живописца, проводника знаний о человеке, городе, мире.
 
Выставка продлится до 10 августа 2017 года.
 
13,20,27 июля в 18.30 посетителей выставки ждут бесплатные экскурсии-"путешествия" с искусствоведом Слепченковой Натальей.

Телефон для справок: 411-95-38