Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2
Показать ещё
События
Музейное собрание активно пополнялось в 1920-1930-е годы. Источниками поступления в этот период были не только дворянские и купеческие собрания, но также центральные музеи и Государственный музейный фонд.
 
В 1920-е годы начинается перемещение произведений из крупных дореволюционных музейных собраний в провинциальные музеи. В результате этого процесса Нижегородский художественный музей пополнился такими произведениями как «Портрет Зинаиды Юсуповой» Валентина Серова, «Казначейство в день раздачи пенсии» Владимира Маковского, «Баба в желтом» Филиппа Малявина», «Площадь Навона в Риме» Бернардо Белотто и многими другими работами из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств.
 


Валентин Серов. Портрет Зинаиды Юсуповой. 1903. Холст, масло. 97,5×66. Из Русского музея в 1927 году
 
 
Владимир Маковский. Казначейство в день раздачи пенсии. 1876. Холст, масло. 52,5×82,5. Из Третьяковской галереи в 1932 году
 
 
Филипп Малявин. Баба в желтом. 1903. Холст, масло. 134,5х98. Из Третьяковской гадереи в 1932 году
 
 
Станислав Жуковский. Весна. 1913. Холст, масло. 66х84. Из Русского музея в 1928 году
 
 
Павел Кузнецов. Чистка ковра. 1914-1915. Холст, масло. 142,5х134,5. Из Третьяковской галереи в 1929 году
 
 
Алексей Боголюбов. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. 1862. Холст, масло. 123х217. Из Русского музея в 1927 году
 
 
Федор Матвеев. Каскады папского дворца в окрестностях Рима. 1818. Холст, масло. 97х73. Из Русского музея в 1928 году
 
 
Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Холст, масло. 101,5х131. Из Третьяковской галереи в 1932 году

 
Бернардо Белотто. Площадь Навона в Риме. Между 1767 и 1770. Холст, масло. 116,5×171. Из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
 
 
Лукас Кранах Старший. Лукреция. 1535. Дерево, масло. 77х52. Из Государственного музея изобразительных искусств, Москва, в 1932 году
 
Поступления из Городецкого краеведческого музея составили основу экспозиции иконописи, в числе которой шедевр рубежа XIV-XV вв. - икона «Огненное восхождение пророка Илии, с житием» (поступила в 1925 году).
 

Огненное восхождение пророка Илии, с житием. Конец XIV — начало XV века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 134,5×83.
 
 
Чудо Дмитрия Солунского, с деяниями. Первая половина XVI века. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 89,5×68. Из Городецкого краеведческого музея в 1925 году
 
Коме того, источниками поступления стали Лысковский музей, Туркменский государственный музей изобразительных искусств, Нижегородский исторический музей, Государственный литературный музей А. М. Горького и другие.
 
Государственный музейный фонд (ГМФ) был учрежден в 1918 году. Он представлял собой подразделение органов управления музейным делом, которое осуществляло хранение, инвентаризацию и перераспределение предметов музейного значения между музеями страны. ГМФ состоял из взятых на государственный учет национализированных историко-культурных объектов и музейных собраний.
 


Илья Репин. Мужичок из робких. 1877. Холст, масло. 64,5×53. Из Государственного музейного фонда в 1926 году
 
 
Неизвестный художник первой четверти XIX века. Дедушка с внучкой. Холст, масло. 80×68. Из Государственного музейного фонда в середине 1920-х годов
 
 
Игорь Грабарь. Осень. Рябинка и березы. 1906. Холст, масло. 81×81. Из Государственного музейного фонда в 1926 году
 
 
Константин Коровин. Ялта ночью. 1905. Холст, масло. 53,5×71,5. Из Государственного музейного фонда в 1926 году
 
Среди поступлений из ГМФ — работы XVIII-XX вв., в числе которых «Портрет Доротеи Шмидт» Дмитрия Левицкого», «Закат на Волге. Нижний Новгород» Константина Юона, «Отблеск заката» Виктора Борисова-Мусатова, «Крым. Алупка» Петра Кончаловского и другие.

 
Дмитрий Левицкий. Портрет Доротеи Шмидт. Начало 1780-х. Холст, масло. 65,5×50,5. Из Государственного музейного фонда
 
 
Константин Юон. Закат на Волге. Нижний Новгород. 1911. Холст, масло. 80×107,5. Из Государственного музейного фонда в 1925 году
 
 
Виктор Борисов-Мусатов. Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. 79×87. Из Государственного музейного фонда в 1927 году
 
 
 Петр Кончаловский. Крым. Алупка. 1916. Холст, масло. 68,7×88,5. Из Государственного музейного фонда в 1926 году
 
 
Алексей Саврасов. Пейзаж. 1880-е. Бумага тонированная, карандаш, уголь. 31,7×24,5. Из Государственного музейного фонда в 1927 году
 
 
Сергей Виноградов. У Коровина. 1907. Холст, масло. 71,8×98. Из Государственного музейного фонда в 1926 году
 
 
Василий Тропинин. Портрет неизвестного. 1833. Холст, масло. 67×55,5. Из Государственного музейного фонда в 1926 году

история музея