«Музейная гостиная»
7+
Друзья! В этом году мы празднуем 75-летие окончания Великой Отечественной войны. Каждый год 9 мая мы вспоминаем события тех лет, благодарим участников сражений и всех тех, кто приближал Победу не только на фронте, но и в тылу. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, чтобы узнать, как жили дети в то тяжелое время.
На автолитографии Алексея Федоровича Пахомова «На Неву за водой» (1942) мы видим детей, набирающих воду, чтобы отвезти ее на детских санках домой. Девочка лет пяти старательно переливает воду из чайника в кастрюлю, другая, постарше, несет ведро. Для набора и доставки воды использовали любую пригодную емкость: бидоны, лейки, котелки, кастрюли. Чтобы принести воду чайником, детям приходилось много раз пройти по скользкому льду от проруби к санкам, преодолевая постоянную слабость из-за недоедания. А ведь предстоял еще путь домой. Очень холодной зимой 1941-42 гг. вода не текла из кранов. Водопроводные станции еще осенью подверглись сильнейшей бомбардировке. Трубы замерзли, а топливо для обогрева трубопровода и оборудования закончилось. Худое изможденное лицо девочки говорит нам обо всех тяготах жизни в блокадном Ленинграде.
А. Ф. Пахомов. На Неву за водой. 1942. Литография. Собрание НГХМ
Ленинград. Зима 1941-1942 гг.
Город был взят в кольцо 8 сентября 1941 года, а освобожден почти через 900 дней, 27 января 1944 года. Нехватка продуктов в осажденном городе привела к голоду. Хлеб выдавали суточными порциями на вес, но они были настолько маленькими, что наесться ими было нельзя. Съешь такой кусочек, и еще сильнее хочется есть. Дети быстро повзрослели, запомнили новые слова: бомбежка, бомбоубежище, воздушная тревога, хлебные карточки. Несмотря на блокаду многие школы работали, и занятия продолжались. Дети старались посещать школу, так как там давали тарелку супа. Уроки были короткими по 20-25 минут, записи не делали, потому что чернила замерзали. Были и радостные дни – 6 января 1942 года школьникам устроили елку с обедом и подарком! Подарок – это конфеты из льняного жмыха, пряник и два мандарина. После уроков и в каникулы школьники работали на совхозных полях, вместе со взрослыми дежурили на крышах домов и тушили пожары, происходившие из-за сбрасываемых вражеской авиацией зажигательных бомб. Очищали улицы от снега, убирали с дороги и трамвайных путей обломки зданий.
Картина Николая Михайловича Мочалина «Мое военное детство» (1995) рассказывает нам о жизни людей в деревне в годы войны. На первом плане видны ровные гряды колхозного поля, с которого убирают картофель.
Н. М. Мочалин. Мое военное детство. 1995. Холст, масло. Собрание НГХМ
За деревянными постройками возвышается разрушенная церковь. Пасмурное осеннее небо создает грустное настроение. В тылу людям также приходилось очень тяжело. Не хватало еды, одежды, обуви на всю семью. Кусочки запеченной в печи свеклы за их сладость дети называли конфетами. Они продолжали ходить в школу, уроки учили при свете лучины. Письменные задания записывали в газетах между строчками, другой бумаги не было. После школы дети помогали взрослым, работали в колхозах, на домашнем огороде. Играть было некогда.
Кончилась война, настала мирная счастливая жизнь. И на картине Алексея Григорьевича Варламова «Юные авиамоделисты» (1949) изображены уже другие дети. Жаркое летнее солнце позолотило худые тела мальчишек. С вниманием и интересом они наблюдают за запуском самодельного самолета. Детство словно вернулось к ним, принеся с собой радость и новые увлечения.
А. Г. Варламов. Юные авиамодеоисты. 1949. Холст, масло. Собрание НГХМ
Посетите виртуальную экспозицию «Ради жизни на земле» на сайте нашего музея РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ и попробуйте нарисовать рисунок на тему одного из четырех разделов: «Судьбы», «Они сражались за Родину», «От подвига к подвигу», «Мир спасенный».
Чистякова Евгения