В годы Великой Отечественной войны станковая живопись в Советском союзе переживает некоторый спад вследствие того, что более актуальным в эти годы становится искусство плаката и документальной графики, а также потому, что в экстремальных условиях военного времени, равно в тылу и на фронте, технологически сложный процесс создания картины был вдвойне трудоемок, да и перебои с материалами давали о себе знать. Поэтому планомерное создание живописной летописи войны началось после ее завершения. Исходя из задач сказительного творчества, а также с учетом общей логики развития искусства нашей страны, в живописи этого времени доминировал повествовательный реализм, проявлявшийся в создании подробных картин-рассказов, с продуманной сюжетной линией, и прямо-таки кинематографичной выпуклостью персонажей.
В собрании нашего музея, среди картин, посвященных войне и написанных, что называется, по свежим следам, выделяется работа нижегородского художника-фронтовика Алексея Дмитриевича Храмова (1910 – 2003) «Допрос пленного» 1947 года создания. Выделяется прежде всего основательной сценографией образа.
А. Д. Храмов. Допрос пленного. 1947. Холст, масло. Собрание НГХМ
На картине представлен напряженный и психологически острый момент во время допроса захваченного в плен нацистского офицера. Действие происходит в сводчатом подвальном помещении фронтового штаба при скупом свете «коптилки» - импровизированной лампы, изготовленной из снарядной гильзы. На ящике из-под боеприпасов стоит полевой телефонный аппарат. На столе у правого края картины, разложены топографические военные карты. Таким образом, предметный антураж дает исчерпывающую характеристику среды. Большое значение в образном строе произведения и в раскрытии его нравственной подоплеки имеет драматическое столкновение света и тьмы.
Так например, световыми акцентами художник очерчивает профили и контуры фигур наших офицеров, делая их более представительными и при этом всецело выдает скрытую злобу на лице фашиста, утрируя хищность и нездоровую желчность его черт.
В целом композиция картины «Допрос пленного» решена в несколько академическом ключе. Тщательно выстроенная и уравновешенная в пространстве мизансцена, классицистически одноплановая трактовка образов персонажей с четким разделением положительных и отрицательных ролей, пластическая выразительность поз и жестов и главное, едва уловимая толика какого-то сценического апломба, отсылающего к лучшим образцам исторической живописи XIX века.