Юрий Петрович Кугач (1917 – 2013), советский и российский художник, один из мэтров отечественного изобразительного искусства. Он прожил очень долгую жизнь и оставил после себя большое наследие, охватывающее практически все жанры живописи. Но к какому бы жанру не обращался Юрий Петрович, всегда неизменным оставалось в его работах чувство особой, почти вселенской важности каждого, даже частного мгновения жизни.
 

Ю.П. Кугач «Клятва бойцов» 1947. Холст, масло
 
«Клятва бойцов» - одно из самых известных произведений советского периода в собрании нижегородского государственного художественного музея. На картине представлена скорбная сцена последнего обета бойцов над телом павшего товарища. Довольно крупная работа поражает прежде всего парадоксальным сочетанием черт подлинной монументальности и тонким проникновенным лиризмом субъективных человеческих проявлений в момент тяжелой тоски.
Фигуры персонажей сгрупированы вокруг мертвого тела таким образом, что живое кольцо, условно выходящее за границы холста, замыкается в зрительском пространстве. Посетитель музея становится не просто сторонним свидетелем, но сопричастником общего действа, следуя за молодым бойцом, будто входящим в картину на первом плане. Колоссальные фигуры воинов, возвышающиеся на фоне пейзажа с низкой линией горизонта, выдержаны в скульптурных оттенках камня и стали. Их мерный вертикальный ритм и скупость жестикуляции задают интонацию высокой надличной скорби. Волевое напряжение прочитывается в выразительном жесте говорящего и в жестком чеканном профиле стоящего в центре. Только едва сдерживаемое эмоциональное волнение в лице молодого не привыкшего к потерям солдата, выдает подлинное чувство растерянности перед лицом смерти.
Жесткая угловатая кривая, проходящая через пересекающиеся в пространстве линии винтовок со штыками, направляет внимание зрителя сначала от первого плана к центральной, самой высокой фигуре, стоящей на оси золотого сечения, далее резко обрушивается вниз к мертвому телу и, наконец, у правого края картины круто, почти вертикально, взмывает в небо. Эта разрезающая воздух внутри группы невидимая проволока стягивает всех персонажей одним единым нервом.
Большое значение в образном строе картины играет изображение пасмурного осеннего пейзажа, в котором основная роль принадлежит небу. Художник довольно много работал в этом жанре и особенно любил простые, но выразительные образы природы средней полосы России. Ощущение большого, широкого пространства, не яркие, но глубокие оттенки, упругие полноценные формы, выразительная линия горизонта и сильная плотная живопись, вот основные черты кугачевского пейзажа. Именно природа мудрая и основательная вливает кровь-руду в жилы персонажей этого художника.
Часто встречающийся в картинах художника резкий контраст между крупными фигурами первого плана и далекими природными объектами, дает ощущение особенной наполненности пространства, его тугой слитности.
Картина «Клятва бойцов» — это исполненная античного пафоса ода, не чуждому человечности, и потому подлинному стоицизму.
 

Алексей Гурин

СОБЫТИЯ