Горьковский и нижегородский художник Алексей Григорьевич Варламов один из классиков отечественной живописи XX века. В его творчестве нашли отражение практически все наиболее важные тенденции и темы искусства советской эпохи. И как истинный художник, он никогда не был сторонним, или как сказали бы сейчас объективным свидетелем времени. Он верил, увлекался и принимал участие. Образы Ленина и Пушкина, бравурные сцены социалистического счастья и родные пейзажи, портреты и жанровые композиции повседневной жизни современников - все это попадало в сферу самого искреннего интереса мастера и было отмечено его высоким мастерством.
А. Г. Варламов. Знаки памяти. 1989-1990. Холст, масло. Собрание НГХМ
Картина - размышление «Знаки памяти» относится к позднему периоду творчества Алексея Григорьевича. В ней художник словно подводит трудные и противоречивые итоги советской эпохи и жизни ее современников на пороге очередного кризисного слома. Можно предположить, что одинокая фигура пожилого ветерана это в некотором смысле автопортрет самого Варламова и собирательный образ поколения.
Пространство небогатого деревенского интерьера, как карточный домик, сложено из тиражных оттисков великого прошлого. Портреты вождей и полководцев, писателей и мыслителей, репродукции работ советских художников и личные фотографии. Все это «Знаки памяти», свидетельства сопричастности героя к бурным событиям века и его единственное достояние на склоне лет.
Примечательно, что в этом произведении, написанном в конце перестройки, война воспринимается как бы в обратной временной перспективе. Возможно, как что-то единственно определенное и не двусмысленное. Ведь там был конкретный враг и конкретно явленное зло. Не случайно в этой комнате, наполненной эфемерными текстами, идеями и лозунгами единственное, что ощутимо для героя это его военные награды, которые он вынимает из расписного туеска.
Война словно пропускается здесь через все исторические метаморфозы и герой, возможно, апеллирует к памяти о ней, как к последней авторитетной инстанции в этом историческом ворохе старого и нового. По-своему знаково, что при условном сближении планов, перед лицом героя оказывается бескомпромиссный образ "Обороны Севастополя!" (1942) А. А. Дейнеки, тогда как позади него — исполненная печали и сомнений "Шинель отца" (1972), автопортрет художника В. Е. Попкова.
Очень важная деталь в композиции — это исписанные от руки листы, очки и карандаш, лежащие на столе и говорящие о том, что мужчина чуть ранее что-то писал. Просьбу, обращение, воспоминания или письмо нам не известно, но очевидна некоторая связь этих строк с орденами и медалями, с памятью о войне.
Алексей Гурин