История 5. Айвазовский и дочь "железного старика"

«Лунная ночь на море» (1870 г.) – ещё один пример лунной маэстрии Айвазовского. Художник использует здесь, уже упомянутый нами в предыдущей публикации приём – контраст темного берега и освещенного луной моря, позволяющий передать стремительную перспективу вглубь картины.

И. К. Айвазовский. Лунная ночь на море. 1870. Собрание НГХМ

Сам Айвазовский советовал смотреть его лунные пейзажи следующим образом: «…Если он [зритель] станет перед картиной… и обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, так назову, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Действительно при таком взгляде и последовательности лунные пейзаж Айвазовского раскрывается во всей глубине пространства, подобно 3D картинам. Взгляд постепенно скользит по скалистому берегу, отмечая постройки и группу людей на первом плане. Тёмный берег усиливает блеск луны и одновременно намечает вторую, побочную сюжетную линию, сообщающую произведению таинственный и недосказанный характер.

Картина поступила в музей в 1924 году из собрания Варвары Михайловны Бурмистровой (1851–1930). Урождённая Рукавишникова, она была дочерью знаменитого нижегородского купца М. Г. Рукавишникова, которого за глаза называли «железный старик» – не столько за торговлю железом, сколько за характер. После своей смерти он оставил огромное состояние своим детям, которые распорядились им весьма различными способами. Так, Варвара Михайловна, была известна в городе как щедрая меценатка, содержала детскую больницу, была попечительницей Дома трудолюбия, основанного ее семьей. За свою общественную деятельность она получила звание почетной гражданки Н. Новгорода. Кроме того, как и её младший брат Мирофан Рукавишников она собирала произведения искусства. Но, в отличие от брата (коллекция которого была весьма разносторонней и по содержанию, и по качеству), Варвара Михайловна собирала в основном произведения русских художников XIX века, отдавая предпочтение мастерам академического направления. В свое время собрание ее картин было оценено как «замечательно цельное для нижегородского купеческого вкуса» (Ликин В.А. в статье «Художественные живописцы в Н. Новгороде» в журнале «Нижегородский край». 1929).
 
 
Дмитрий Михайлович и Варвара Михайловна Бурмистровы

После революции, в 1918 году Бурмистрова добровольно уступила музею свой великолепный особняк на улице Жуковской (Минина) (сейчас это здание Литературного музея) и художественную коллекцию, насчитывающую 422 предмета! Через четыре года в художественный отдел музея поступило ещё 67 картин «писанных масляными красками, в золочёных рамах, в полной сохранности…». Среди этих работ – полотна Г.И. Семирадского, И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, А. П. Боголюбова, которые и сейчас украшают постоянную экспозицию НГХМ.
 
 
Бывший дом В.М. Бурмистровой на улице Минина. Современный вид