Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Социальные потрясения конца XIX – начала XX века заставили многих художников отправиться на поиски идеального, гармоничного мира. Кто-то из них искал убежище в экзотических странах, кто-то пытался уйти от проблем современности в прошлое.
 
Павел Кузнецов нашел для себя такой мир в степях Заволжья и Средней Азии. В 1908-1913 гг. художник совершает ряд поездок: в 1908-1912 гг. он путешествует по киргизским степям, в 1912 году отправляется в Бухару, в 1913 — посещает Ташкент и Самарканд. Он подолгу живет в становьях кочевников-киргизов, проникаясь особенностями местного жизненного уклада.

Впечатления этих поездок легли в основу многих картин Кузнецова, в том числе, работы «Чистка ковра» из собрания НГХМ. Она была написана в 1914-1915 гг., когда художник уже жил в Москве и занимался эскизами панно для Казанского вокзала и сотрудничал с Московским Камерным театром, но тематически работа входит в, так называемый, киргизский, или степной, цикл.
 
 
Павел Кузнецов. Чистка ковра. 1914-1915 гг. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
В нем Павел Кузнецов создает образ патриархального идиллического мира, в котором воплощается мечта о недосягаемой в современном мире гармонии.

Несмотря на то, что художник при создании картины ориентировался на конкретные образы из своих путешествий, персонажи его картин — это знаки человечества, а его работы транслируют общечеловеческое стремление к единству человека и природы. Это мир, в котором люди не противостоят друг другу и природе, находятся под ее защитой: крона дерева, расположенного в центре композиции, занимает всю верхнюю часть холста, создавая подобное ощущение.

Полотна Кузнецова очищены от житейского. Даже повседневное занятие — чистка ковра — наделяется характером ритуала, который проводят сосредоточенно, размеренно.

Художник — один из лидеров символистского движения в России начала XX века. В его творчестве нашла воплощение особая форма картины — плоскостное декоративное панно, со сложными ритмами и утонченными цветовыми сочетаниями.
Картина «Чистка ковра» построена на тончайших свето-цветовых нюансах и плавной ритмике. Свет равномерно распределяется по всей поверхности холста, погружая людей, животных, деревья, предметы быта в единую атмосферу. Фигура женщины, чистящей ковер, повторяет изгиб ствола дерева и его пышной кроны, которая, в свою очередь, вторит очертаниям холмов на дальнем плане и другим деревьям. Таким образом, эти выразительные средства помогают художнику создать образ мира, все элементы которого находятся с согласии друг с другом.

Картина «Чистка ковра» поступила в музей в 1929 году. До этого она находилась в Музее живописной культуры в Москве. Эта организация представляла, по своей сути, первый в мире государственный музей современного искусства, которым руководили сами художники. Пространство музея было разделено на несколько залов, в которых были представлены работы от «старшего поколения модернистов» - Петра Кончаловского и Ильи Машкова, до работ представителей новых течений. Работы Павла Кузнецова располагались в зале D, где была представлена группа «плоскостных» работ, вместе с картинами Александра Шевченко и Натальи Гончаровой. Кроме того, в музее был «Отдел формально-теоретический», где можно было ознакомиться с теоретическими основами новейшего искусства.
 
 
Картина Павла Кузнецова "Чистка ковра" на выставке "Авангард. Список №1. К 100-летию Музея Живописной культуры" в ГТГ, Москва. 23.10.2019-23.02.2020

 

Музей существовал с 1919 по 1929 год. В 1928 году МЖК становится филиалом Третьяковской галереи, а затем ликвидируется, а экспонаты (а их было около 700) передаются в Третьяковскую галерею и некоторые региональные музеи, в том числе, в Нижегородский художественный музей.

 

Ольга Чижус


история музея