В собрании музея хранится небольшой акварельный лист «Город», созданный Ольгой Михайловой. Сейчас имя автора почти забыто, мало известно специалистам и совсем незнакомо широкой аудитории.
Между тем, один из ее современников, поэт Борис Садовской, характеризует ее как «любимую ученицу Коровина», «девушку, для которой вся жизнь сосредоточена в искусстве и которая только и живет в мире красок».
Несколько лет назад исследователям удалось найти некоторые сведения о ее жизни. Ольга Павловна Михайлова — художница из Нижнего Новгорода. Училась в Петербурге, в студии Ильи Репина; по другим данным, возможно, была студенткой Московского училища живописи, ваяния и зодчества, посещала художественную школу Елизаветы Званцевой.
В молодом возрасте художница заболела менингитом, что привело к параличу. Долгое время она жила в семье брата, а затем в доме инвалидов в Ветлуге, где и умерла в 1941 году. Архив художницы погиб и уцелели только некоторые рисунки, в частности акварель из собрания НГХМ, пришедшая в коллекцию в 1926 году от самого автора.
Ольга Михайлова. Город. 1912. Бумага на картоне, акварель. 25×32. Собрание НГХМ
Всю плоскость листа занимает изображение городского пейзажа: улица, зажатая стенами домов, со стоящими вдоль нее фонарями. На переднем плане рисунка — понурая лошадь с полуприкрытыми глазами. Все это объединено серо-коричневой гаммой. Единственное яркое пятно — это вывеска с корзиной фруктов, но эта деталь не привносит радостного настроения в акварель.
Мстислав Добужинский. Город. 1914. Бумага, графитный и угольный карандаш. 60,4×43,3. Русский музей
Подобную трактовку образа города можно увидеть, например, в произведениях Мстислава Добужинского. Города в произведениях этих авторов почти безлюдны, в них не видно солнца, линию горизонта закрывают многоэтажные дома, а главные объекты изображения — не парадные улицы и площади, а непримечательные городские уголки.
Мстислав Добужинский. Петербург. Обводной канал. 1902. Бумага, акварель, графитный карандаш. 22,2×32. Русский музей
Тема города — одна из главных в искусстве рубежа XIX-XX веков. Город воспринимается художниками того времени не только как воплощение прогресса и духа современности, но и как губительная для человека среда; часто город мрачен, а его атмосфера тревожна.
Можно лишь предполагать, каким было творчество Ольги Михайловой, но допустимо заключить, что оно было актуальным для своего времени.
Ольга Чижус