НГХМ хранит коллекцию работ Николая Рериха — знаменитого художника рубежа XIX-XX вв.. Большинство работ в ней относятся к зрелому периоду творчества мастера. Исключение составляет картина «Соглядатаи» — одна из ранних его работ.
Николай Рерих. Соглядатаи. 1900. Холст, масло. Собрание НГХМ
Картина написана в 1900 году. Художнику исполнилось 26 лет, и к этому времени он окончил Академию художеств и юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С сентября 1900 по лето 1901 года Рерих учится в Париже в мастерской знаменитого мастера Фернана Кормона. Именно там и была написана эта картина, на что указывает подпись автора в левом нижнем углу работы: «N. Roehrich Paris 1900».
В музей картина поступила спустя несколько лет, успев побывать на Весенней выставке в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1902 году.
В 1904 году Комитет Нижегородского городского художественного и исторического музея обратился к Андрею Андреевичу Карелину, одному из инициаторов его создания, с просьбой «принять на себя представительство от … Музея на предмет обогащения его путем возможных … пожертвований картин и предметов».
В числе первых художников, к которым обратился Карелин, был Николай Рерих. Известно его письмо от 2 февраля 1904 года, адресованное Карелину, в котором автор рассказывает о себе, сообщает, какую картину он может передать в дар музею и дает рекомендации по ее экспонированию: «освещение картины требуется или верхнее или боковое, но отнюдь не фас».
Письмо Н. Рериха к А. Карелину. Фрагмент
Экспозиция художественного отдела с картиной Рериха. Дом дворянского собрания. 1910-е годы
Нет точного ответа, кого именно изобразил Рерих на картине, но существует версия, высказанная Андреем Карелиным. В письме Комитету он объясняет сюжет этой картины так: «Картина «Соглядатаи» изображает лазутчиков-монголов, высматривающих зимой, ночью прочность защиты еще деревянных стен Нижнего Новгорода».
Николай Рерих. Соглядатаи. 1900. Фрагмент
Принимая версию Карелина, следует отметить, что тема Древней Руси была очень популярна среди художников рубежа XIX-XX веков. Развитие промышленности в XIX веке приводило к отчуждению человека и природы. Это вызывало тревогу за судьбу духовных и нравственных ценностей. Путь к духовному обновлению многие видели в возвращении к природе, к корням. В этом помогала наука. В конце XIX века археологами Львом Ивановским и Александром Спицыным были изучены древние курганы, которые открыли почти неизвестный до этого мир русского средневековья, дав художникам материал для творчества. Кроме того, современная Россия перестала противопоставляться Древней Руси, а стала восприниматься как продолжательница ее традиций, что вызвало закономерный интерес к ее истории и культуре, и картина Николая Рериха — одна из длинного ряда подобных работ.
Это единственная картина художника в экспозиции, написанная маслом на холсте. С середины 1900-х годов Рерих постепенно будет переходить к темпере, а пока пишет картину, используя выразительные возможности масляных красок: сугробы снега выписаны фактурными мазками, передающими неровности снежного покрова, голубовато-зеленого в темноте. Темнота подчеркивается художником крохотными, освещенными огнями, окнами, цвет которых гармонирует с золотисто-коричневой меховой оторочкой полушубка одного из героев.
Николай Рерих. Соглядатаи. 1900. Фрагмент
В этой работе, как часто у Рериха, нет активного действия, а главная роль отводится пейзажу, отвечающему за психологическую и эмоциональную составляющую картины. Ее колорит, построенный на холодных голубовато-синих и коричневатых тонах, создает ощущение скрытой опасности и звенящей тишины вокруг.
Ольга Чижус