×
Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

Цветочный натюрморт появился в XVII веке в Голландии. Как и прочие картины той эпохи, он отражал реальные черты жизни голландцев, их любовь к цветам (все мы помним «тюльпанные лихорадки») и увлечение садоводством. Цветы писались с натуры, так как больше всего ценилась точность и достоверность изображения. Основными критериями при выборе цветов для картины были их редкость и красота, поэтому, в одном натюрморте могли быть изображены цветы, цветущие в разное время (тюльпаны, незабудки, маргаритки, ландыши, гиацинты, ирисы, цветущие весной, фиалки, лилии, гвоздики, цветущие летом, астры, георгины, гладиолусы, хризантемы, цветущие осенью). Поэтому иногда рисование букета затягивалось на месяцы, и даже годы (нужно было дождаться, когда зацветет тот или иной цветок)!  

Совсем другой подход к натюрморту (можно сказать, абсолютно противоположный) появился в конце XIX века во Франции. Его примером является картина Доминика Юбера Розье «Цветочный натюрморт». Розье (1840-1901) жил в Париже, и работал бок о бок со знаменитыми художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром, Писсарро.  Импрессионисты стремились к тому, чтобы наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его изменчивости и подвижности, передать свои мимолётные впечатления, написать предметы не автономно, а в пространственной и световоздушной среде, достоверно изобразить свет, тень и воздух. Ни о каком постановочном натюрморте не могло быть и речи! Картины писались на свежем воздухе и быстро, как правило, за один прием. Этому способствовал один очень интересный факт – в середине XIX века всемирно известная компания по производству товаров для художников Винзор & Ньютон начала производить тюбиковые краски. Это изобретение перевернуло мир искусства.

Художники могли брать тюбики с собой на пленэр (от фр. en plein air, так называется работа художника на открытом воздухе), они уже не были привязаны к мастерской. Большое количество, а также доступность красок позволяли перейти к широким, красочным и толстым мазкам, а также работать при помощи мастихина.

Клод Моне на пленэре.

Эти тенденции проявляются и в картине «Цветы» из коллекции НГХМ. Отличаясь салонным, академическим характером, она в то же время отражает новаторские поиски художника, его стремление к импрессионизму. Розье изобразил не просто стоящие в вазе ирисы и пионы, но свое «впечатление» от вазы с ирисами и пионами, передал свежеть и непосредственность своих ощущений. Пышные распустившиеся соцветия как будто источают нежный аромат и пленяют зрителя своей свежестью.


Доминик Юбер Розье. «Цветы», 1880 - е гг.

 

Сабина Мельник


история музея
Записаться
на экскурсию
о н л а й н

Уважаемые посетители!

Важная информация для всех, кто планирует посетить НГХМ в предстоящие праздничные дни.
График работы всех зданий музея
(Кремль, корпус 3;
Верхне-Волжская набережная, 3;
пл. Минина и Пожарского, 2/2;
Манеж, Кремль, корп.,1А):
03 ноября 2025 год (понедельник) — режим работы музея с 14:00 до 22:00
*Вход посетителей осуществляется до 21:30
04 ноября 2025 год (вторник) — режим работы музея с 11:00 до 19:00
05 ноября 2025 год (среда) — НГХМ закрыт для посетителей
Ждем вас в НГХМ!

Справки по телефонам:
8 (986) 750-32-65, 8 (910) 384-21-16, 8 (986)750-56-21

Уважаемые посетители!

Обращаем ваше внимание, что в связи с нестабильным интернет соединением, просим Вас по возможности иметь при себе наличные денежные средства или приобретать билет заранее на сайте музея.