Цветочный натюрморт появился в XVII веке в Голландии. Как и прочие картины той эпохи, он отражал реальные черты жизни голландцев, их любовь к цветам (все мы помним «тюльпанные лихорадки») и увлечение садоводством. Цветы писались с натуры, так как больше всего ценилась точность и достоверность изображения. Основными критериями при выборе цветов для картины были их редкость и красота, поэтому, в одном натюрморте могли быть изображены цветы, цветущие в разное время (тюльпаны, незабудки, маргаритки, ландыши, гиацинты, ирисы, цветущие весной, фиалки, лилии, гвоздики, цветущие летом, астры, георгины, гладиолусы, хризантемы, цветущие осенью). Поэтому иногда рисование букета затягивалось на месяцы, и даже годы (нужно было дождаться, когда зацветет тот или иной цветок)!
Совсем другой подход к натюрморту (можно сказать, абсолютно противоположный) появился в конце XIX века во Франции. Его примером является картина Доминика Юбера Розье «Цветочный натюрморт». Розье (1840-1901) жил в Париже, и работал бок о бок со знаменитыми художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром, Писсарро. Импрессионисты стремились к тому, чтобы наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его изменчивости и подвижности, передать свои мимолётные впечатления, написать предметы не автономно, а в пространственной и световоздушной среде, достоверно изобразить свет, тень и воздух. Ни о каком постановочном натюрморте не могло быть и речи! Картины писались на свежем воздухе и быстро, как правило, за один прием. Этому способствовал один очень интересный факт – в середине XIX века всемирно известная компания по производству товаров для художников Винзор & Ньютон начала производить тюбиковые краски. Это изобретение перевернуло мир искусства.
Художники могли брать тюбики с собой на пленэр (от фр. en plein air, так называется работа художника на открытом воздухе), они уже не были привязаны к мастерской. Большое количество, а также доступность красок позволяли перейти к широким, красочным и толстым мазкам, а также работать при помощи мастихина.
Клод Моне на пленэре.
Эти тенденции проявляются и в картине «Цветы» из коллекции НГХМ. Отличаясь салонным, академическим характером, она в то же время отражает новаторские поиски художника, его стремление к импрессионизму. Розье изобразил не просто стоящие в вазе ирисы и пионы, но свое «впечатление» от вазы с ирисами и пионами, передал свежеть и непосредственность своих ощущений. Пышные распустившиеся соцветия как будто источают нежный аромат и пленяют зрителя своей свежестью.
Доминик Юбер Розье. «Цветы», 1880 - е гг.
Сабина Мельник