Жемерикин Вячеслав Федорович. 1942-2005
Народный художник РФ
Член-корреспондент Академии художеств РФ
Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина
Девчата из Магистрального. 1976. Х., м.
Жемерикин В.Ф. Автопортрет. 1976 г. 110 х 117 см
Холст, масло. Из собрание Русского центра искусства (г. Калининград)
Вячеслав Жемерикин — коренной сибиряк из рабочей семьи. Выпускник Иркутского художественного училища. Работал школьным учителем в Чите, потом служил в армии. После демобилизации вернулся в родной Иркутск. Мечта стать художником привела его в Ленинград. Желание, упорство и огромная подготовительная работа позволили быть зачисленным, хоть и со второго раза, в институт имени И. Е. Репина. Тут же сбылась ещё одна мечта: Вячеслав попал я в мастерскую народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко.
«Школа Моисеенко» сделала своё дело. Жемерикин с отличием окончил институт и был распределен в город Горький, где ему предоставили мастерскую. Его первые картины, выполненные на индустриальную тему, были приняты на зональную выставку «Большая Волга» в Горьком, где художнику отвели отдельный зал!
Осенью 1974 года появилась возможность поездки на БАМ по путевке ЦК ВЛКСМ и Союза художников РСФСР. Почти полтора месяца Вячеслав провел на Западном участке БАМа. Посетил Братск, Усть-Илимск, Усть-Кут. Но самыми яркие впечатления связаны со строительством железной дороги на трассе в районе таежных посёлков Звездный и Магистральный. Настолько масштабные события происходили в тех местах, что художник задумал целый цикл из тринадцати вещей, впоследствии названный «Мы на БАМе».
Поразило художника и то, что на БАМе строят люде всех профессий. На картине «Девчата из Магистрального» все три девушки — врачи. Сам Вячеслав Фёдорович, вспоминая свою поездку рассказывал: «Познакомился с девчатами ближе — оказывается, у них медицинское образование, одна будет заведовать больницей, которую они строят, другая станет в ней главврачом, третья — медсестрой. «Неужели, — спрашиваю их, — девушки, не могли вы приехать сюда позже, когда готова будет эта больница?» — «Нет, — отвечают, — нам интересно самим эту больницу построить…»
На трассе строительства БАМа Жемерикиным были написаны сотни этюдов и зарисовок. Тринадцать живописных полотен, ад которыми художник работал два года, разошлись по музеям страны. Художнику удалось передать не только хронику, как идёт строительство, а передать эмоции, с которыми работает молодёжь, веселье и жизнерадостный настрой, такой, как мы видим в девчатах на представленной картине.
Бамовская серия принесла художнику известность, получила признание зрителей.
На фотографии панорама посёлка Магистральный. Наши дни.