Картина Михаила Нестерова «За Волгой» относится к 1920-м годам, но является продолжением той линии, которая складывается в творчестве художника еще в начале ХХ века. Хрупкие березки, маленькие елочки, застывшая водная гладь — типичные приметы нестеровского пейзажа. Его образы не столько навеяны прямыми впечатлениями от натуры, сколько отражают его собственные поиски идеала и гармонии. Колорит Нестерова приглушенный; использование холодных оттенков зеленого придает образам некоторую отстраненность, усиливает настроение спокойной созерцательности. Персонажи Нестерова органично вписаны в пейзаж, являются неотъемлемой его частью. Чаще всего это святые и монахи.
Образ Леля не связан с христианской традицией. Ученые сомневаются в наличии такого персонажа и в славянской мифологии. Это скорее литературный образ, он встречается, например, в поэме Пушкина «Руслан и Людмила», в пьесе Островского «Снегурочка». Это светловолосый пастушок, играющий на свирели чарующую мелодию, которая наполняет сердца людей любовью. В художественном мире Нестерова этот персонаж стал воплощением идеи гармонии человека с собой, с земной природой и с Богом.
Этому же герою посвящена более поздняя картина Нестерова «Лель», находящаяся в этом же зале.