1866, Москва — 1944, Нейи-сюр-Сен близ Парижа
Живописец, график, теоретик искусства, педагог
Окончил юридический факультет Московского университета (1893). Увлекался этнографией, иконописью и русским народным искусством. Учился в Мюнхене в частной художественной школе А. Ашбе (1896–1900) и в Академии художеств у Ф.Штука (1900–1904). Был тесно связан с русскими и немецкими художественными кругами. Сотрудничал с журналами «Мир искусства», «Аполлон» в России. Организовал несколько художественных объединений в Мюнхене: «Фаланга» (1901), «Новое художественное общество Мюнхен» (1909), «Синий всадник» (1911, совместно с Ф.Марком). В 1911 в Мюнхене была издана книга Кандинского «О духовном в искусстве», в которой он представляет разработанную им теорию абстрактного искусства. С началом Первой мировой войны, в 1914 возвратился в Россию. После революции 1917 активно занимался организационной и преподавательской деятельностью. Был членом Коллегии ИЗО Наркомпроса, Международного бюро, Главным мастером II ГСХМ, почетным профессором Московского университета. Был организатором и руководителем Музея живописной культуры в Москве, возглавлял Всероссийскую закупочную комиссию при Музейном бюро (1919–1921). Принимал активное участие в организации Института художественной культуры, где руководил секцией монументального искусства (1919–1921). Принял участие в создании и был вице-президентом Российской Академии художественных наук (1921). В 1921 году был командирован по заданию Академии в Берлин. С 1922 по приглашению немецкого архитектора Вальтера Гропиуса преподавал в Баухаузе в Веймаре, Дессау, Берлине вплоть до наступления нацистского режима (до 1933). В 1933 переехал в Париж.