В НГХМ хранится большой живописный эскиз Виктора Васнецова для монументальной композиции в притворе Владимирского собора (Киев) - «Крещение князя Владимира».
Вот, что об этой работе художника рассказал наш искусствовед Алексей Гурин:
Художник Виктор Михайлович Васнецов широкой публике больше известен как автор полотен на мотивы русских сказок и былин. Но в действительности его наследие гораздо шире. Он - художник поистине универсальный. Мы не найдем, наверное, ни одной сферы художественного творчества, в которой Васнецов не попытался бы сказать свое слово: архитектура, станковая и монументальная живопись, книжная иллюстрация, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Это был поистине человек эпохи Возрождения, для которого не существовало границ на пути освоения законов национальной красоты и гармонии в жизни. Именно в жизни! Поскольку для Васнецова, как, наверное, и для Достоевского «красота» - понятие не отвлеченное, а жизнеспособное, деятельное, потенциально эмпирическое.
Более тридцати лет творческой деятельности художника было отдано созданию убранства православных храмов. Среди них Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге, не дошедший до нашего времени собор Александра Невского в Варшаве (за работу над которым художник был возведен в потомственное дворянство), церковь Марии Магдалины в Дармштадте и, конечно, первый по времени да, пожалуй, и по значению, в этом ряду Собор Святого Владимира в Киеве.
Владимирский собор был построен к девятисотлетию крещения Руси и стал третьим по значимости храмом-памятником в Российской империи после Казанского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.
Более чем за десять лет, с 1885 по 1896 год, Виктор Михайлович практически самостоятельно расписал весь центральный неф колоссального сооружения и стяжал славу первого церковного мастера России.
В нашем музее хранится большой живописный эскиз для монументальной композиции в притворе Владимирского собора - «Крещение князя Владимира». В помещении баптистерия в каменной купели, окруженный клиром, византийскими послами и своей дружиной язычник Владимир обретает новое имя (в православии Владимир был наречен Василием), новое зрение (согласно «Повести временных лет» Владимир незадолго перед крещением ослеп) и новую жизнь. Композиция с четко обозначенным центром, приглушенный фресковый колорит, размеренный ритм арочных полукружий, увенчанных высоким куполом, – все это призвано передать ощущение таинственности и торжественности момента, атмосферу благоговейной тишины.
В соборе эта композиция изображена в притворе над входом в крестильню.