Рассказываем о масштабном полотне, фрагмент которого мы вчера показали вам в нашей традиционной рубрике.
Конечно же речь шла о работе Николая Андреевича Кошелева «Погребение Христа» (ее размер 4 на 5,4 метра). Сейчас картину можно увидеть в основной экспозиции в здании НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3). Полотно впечатляет и сложностью темы и своим размером, поэтому и рассказ о нем не может быть кратким.
Заведующий отделом русского искусства НГХМ Алексей Гурин уточнил, что это достаточно редкий в мировой живописи сюжет погребального шествия от подножия Голгофы до пещеры, в которой будет похоронен Иисус Христос:
- Несмотря на трагическую тему картина богата цветом. Скорее всего, таким образом художник хотел создать экзотический образ далекой восточной страны. Ориентальные мотивы были очень популярны в то время и нередко влияли на трактовку и религиозных сюжетов тоже.
Неспешный ритм вертикальных фигур, движение вдоль плоскости холста, как бы мимо зрителей, позволяет создать ощущение мрачной торжественности свершающегося действа. Огромный валун, перекрывающий пространство за спинами персонажей, сосредотачивает внимание на главном в композиции и подчеркивает ощущение тяжести церимониальных шагов и эмоциональной сдавленности.
Помимо вымышленных персонажей в картине представлены: в центре над телом Спасителя с большой рыжей бородой – брат Христа Иаков, в будущем первый епископ Иерусалима; из-за его плеча, слева, выглядывает апостол Петр, терзаемый виной за свое малодушие; седовласый старец, склонившийся над головой Покойного - Иосиф Аримафейский – иудейский старейшина, член священного Синедриона, симпатизировавший Христу, и, согласно Евангелию, принимавший участие в событиях после распятия. Ближе всех к зрителю - брюнет с непокрытой головой, несущий носилки – это римский сотник Лонгин. По преданию, он нес стражу на Голгофе в день казни. Думая, что ускоряет смерть Христа, Лонгин ударил Его копьем в бок, но Тот был уже мертв. Из раны Спасителя брызнули кровь и вода, и попали на лицо и в глаза сотнику. И он, долгие годы страдавший болезнью глаз, тотчас излечился. Исцелившись физически, он прозрел и духовно. Поэтому он, гордый открывшейся ему истиной, тоже участвует в процессии.
Скорбящую Богоматерь с двух сторон поддерживают Никодим и Иоанн Богослов – младший из учеников Иисуса Христа. Он изображен безбородым, что должно подчеркнуть его молодость. И, наконец, за спиной Богородицы, уткнувшись лицом в ладони, изображена рыдающая Мария Магдалина.
Картина полна символических намеков. Колючие растения с острыми и резкими очертаниями на первом плане – это духовное сиротство, обездоленность грешной земли, символ беды и страдания. Фигуры двух мальчиков, замыкающие композицию справа и слева, можно считать персонифицированными образами Ветхого и Нового Заветов.
Печальный мальчик в правой части картины окутан сумраком, в руках он держит сосуд с орудиями Страстей Христовых (терновый венец, гвозди, губка с уксусом и пр.). Другой изображен на фоне еще светлого неба, он полон энергии, подвижен и весело помогает взрослым, будто торопит приближение Воскресения. Три фигуры в центре, застывшие над телом Христа и образующие статичное ядро композиции, возможно, служат отсылкой к Ветхому Завету, к сюжету о явлении Троицы Аврааму, положившем начало спасению человечества.
В целом же композиция картины напоминает сюжет Тайной Вечери: так же тринадцать основных персонажей на переднем плане, по числу присутствовавших в Сионской горнице, тогда как Тело Богочеловека, лежащее на носилках, и есть Священная трапеза Евхаристии, дарующая искупление грехов.
Ждем вас в НГХМ!