Рассказываем о масштабном полотне, фрагмент которого мы вчера показали вам в нашей традиционной рубрике. Конечно, речь шла о работе Александра Шевченко «Цирк».
Александр Васильевич Шевченко – один из представителей русского живописного авангарда. Картина «Цирк» написана в 1913 году. Главным объектом изображения является наездница, которая скачет на лошади по арене цирка. В правой части картины видны лица зрителей.
Подробнее об этой работе нам рассказала научный сотрудник НГХМ Надежда Юрасова:
Это был период, когда сильное влияние на русских художников-авангардистов оказывал итальянский футуризм. Воспринимая ХХ век как воплощение скорости, технического прогресса, футуристы в живописи решают задачу передачи движения, динамики современной жизни.
Контуры лица и левого плеча циркачки повторяются, что делает ее фигуру как бы разомкнутой, длящейся в пространстве. Подобные приемы использовали итальянские футуристы Умберто Боччони, Карло Карра. Впечатление длящегося движения поддерживается и тем, что розовый цвет фигуры циркачки рассеян по всей плоскости холста.
Пространство кажется раздробленным, оно словно разложено на геометрические элементы. В этом можно усмотреть влияние французского кубизма (русские художники вообще склонны были синтезировать кубистические и футуристические приемы), но в данном случае такая «дробность» может передавать и стремительный ритм движения циркачки.
И кубисты, и футуристы нередко включали в свои картины буквы и цифры. У Шевченко элементами художественного образа становятся дважды повторенные инициалы «А.Ш.» и цифра «13» - год создания картины.
Увидеть эту и другие работы художников первых двух десятилетий прошлого века вы можете в нашей постоянной экспозиции «Искусство ХХ века. 1900 – 1920: от символизма к авангарду».
Ждем вас в НГХМ!