Наиболее полный и представительный раздел музейного собрания НГХМ – коллекция русского искусства – вот уже несколько десятилетий располагается в Доме губернатора в Нижегородском кремле.
Коллекция сформировалась в музее в основном в послереволюционные годы, когда в собрание были переданы произведения, находившиеся прежде во владении известных дворянских и купеческих семей: Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых, Рукавишниковых и др. В эту группу входят портреты кисти Федора Рокотова, «Гадающая Светлана» Карла Брюллова – единственное в наследии художника жанровое полотно, написанное на русскую национальную бытовую тему, «Берега Далмации» Ивана Айвазовского и многие другие.
Впервые в экспозиции показаны несколько марин Айвазовского, среди которых — «Буря на море» показана впервые после сложной и длительной реставрации. Расширен показ портретного творчества Сергея Зарянко, неизменно привлекающее внимание любителей живописи.
Особое место в собрании музея занимают произведения художников местной арзамасской школы – первой в России частной школы живописи и рисунка, открытой академиком Александром Ступиным в Арзамасе в 1802 году. Музей располагает работами многих ступинских учеников, ставших впоследствии известными живописцами – Николая Алексеева-Сыромянского, Ивана Горбунова, Василия Раева, Николая Рачкова.
В экспозицию включены многие произведения XIX века, ранее показывающиеся только в выставочных проектах музея.
Судьба иконописного наследия Нижнего Новгорода – одна из самых непростых в истории древнерусского искусства. В отличие от других художественных центров, где сохранились десятки и сотни памятников, позволяющих хотя бы отчасти понять и восстановить историю развития там живописи, нам почти ничего неизвестно, какой была средневековая нижегородская иконопись. Вплоть до XVII века в Нижегородской земле не было собственной епископской кафедры. Это практически исключало возможность появления в городе независимого художественного центра, поскольку иконописцы значительного уровня, традиционно определяющие эстетические ориентиры той или иной местности, обеспечивали потребности именно правящего архиерея.
Во второй половине XVI века Нижний Новгород превращается в один из наиболее крупных городов Русского государства. Нижегородцы - служилые люди и дворяне выступали заказчиками дорогих произведений. В это время началось активное каменное строительство церквей, постепенно сменяющих деревянные постройки. Постепенно искусство обретает черты и художественные приметы, позволяющие говорить о сложении здесь самостоятельного иконописного центра. С одной стороны, устойчивый традиционализм местной школы не был затронут столичными новациями, несмотря на присутствие в нижегородских монастырях и храмах специально написанных для них произведений царских мастеров. В отличие от своих поволжских соседей – костромичей и ярославцев – здесь игнорировали и западноевропейские источники, повсеместно входившие в иконографический и художественный арсенал конца XVII столетия. С другой стороны, именно в нижегородской иконописи сложилась и широко распространилась редкая техника письма лаками, выходящая за границы собственно темперной.
Устойчивое пристрастие к орнаментальности и узнаваемая, присущая лишь местной живописи колористическая гамма – сочетание охры, красного и зеленого, позволяют уверенно говорить об индивидуальном артистическом лице Нижнего Новгорода с этого времени.
В экспозиции НГХМ посетители сейчас могут увидеть 72 иконы. Среди них и «Похвала Богоматери», которая была написана в 1630-х – 1640-х годах и находилась в церкви Похвалы Богоматери в Нижнем Новгороде, являясь одним из ее главных храмовых образов. Прославилась она во время мора 1665 года, когда вместе с двумя другими богородичными иконами образ вынесли на крестный ход, организованный по видению местной жительницы Прасковьи Луковниковой, после чего эпидемия прекратилась, а образ стал почитаться, как чудотворный.
Кроме того, в экспозиции представлены предметы прикладной церковной утвари, вклады именитых нижегородцев в храмы и монастыри, уникальные плащаницы производства Строгановских мастерских, которые славились высоким уровнем исполнения.
Обновленная экспозиция, посвященная искусству одного из наиболее ярких периодов в истории русской культуры – эпохи конца XIX – начала ХХ века. Это время часто определяют не научными, а литературными терминами: «Серебряный век» или «русский культурный Ренессанс».
Уникальность экспозиции заключается в том, что она построена в новых экспозиционных пространствах, вновь открытых или реорганизованных после проведения капитального ремонта. Впервые в истории музея искусству Серебряного века отведено отдельное, самостоятельное пространство на третьем этаже кремлевского здания музея.
В новых помещениях появилась возможность несколько иного логического построения материала, более четкого тематического зонирования пространства, выделения стилистических или монографических блоков экспозиции (залы Левитана, Серова, художников объединения «Мир искусства», русского импрессионизма и др.). Так, переходя из зала в зал, от одного предмета к другому, зрители смогут почувствовать атмосферу Серебряного века как совершенно неповторимой и своеобразной эпохи, познакомиться с произведениями самых известных мастеров. Это целый ряд блистательный имен: И.И.Левитан, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, В.Э.Борисов-Мусатов, К.А.Сомов, А.Я.Головин, И.Э.Грабарь, М.В.Нестеров, Е.А.Лансере, З.Е.Серебрякова, К.А.Коровин, С.А.Виноградов, С.Ю.Жуковский, С.А.Сорин, М.В.Якунчикова, Б.М.Кустодиев, А.Е.Архипов, Ф.А.Малявин, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, П.П.Трубецкой и многие другие. Некоторые произведения ранее демонстрировались только на выставках, либо находились в фондах музея. Всего в состав экспозиции вошло более 80 произведений, созданных художниками различных направлений, присущих искусству рубежа веков: от реализма и импрессионизма до модерна и символизма.
Экскурсионное обслуживание проводится для групп на основе предварительной заявки, фиксирующей контактные данные, количество посетителей, дату и время экскурсии. Записаться можно по телефонам 8 (910) 384-21-16, 8(950)351-38-32,8(987)548-75-02
Стоимость экскурсии:
- для группы от 1 до 10 человек 1500 руб., на группу
- для групп более 10 человек 150 руб. с человека.