Мир детства мастера искусства отечественного искусства начали открывать для себя в первой половине XIX века.
В это время появляется детская литература (например, «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского) и первые подлинно детские образы в изобразительном искусстве. В искусстве предыдущих столетий места детским образам не было совсем, либо образы детей трактовались как образы «маленьких взрослых», часто без учета особенностей детской психологии и физиологии.
Художники-романтики отличались особым отношением к детству. Для них ребенок — это особый чистый неповторимый мир. Детские портреты работы Ореста Кипренского, Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Карла Брюллова и многих других мастеров того времени составляют сокровищницу русского искусства.
П. Волков. Мальчик с птичкой. Середина XIX века. Холст, масло. 47×60,5. Собрание НГХМ
Представленная работа — наследница традиций того времени. В трактовке образа, в непосредственности и естественности ребенка, можно уловить традиции Венецианова и Тропинина.
В произведении заложен и морально-дидактический подтекст. Какими соображениями руководствуется подросток? Отпустит он птичку на волю или посадит ее обратно в клетку? Решение, которое он примет, будет влиять на оценку зрителем его душевных и моральных качеств. Но автор на дает ответа, позволяя зрителю самому рассуждать на эту тему.
Ольга Чижус