Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Элизабетта Сирани – итальянская художница болонской школы живописи. Первые навыки рисования она получила у своего отца, преуспевающего художника Джованни Андреа Сирани. Профессия живописца долгое время считалась исключительно мужским занятием, женщин не допускали к обучению в Академии живописи. Отсутствие профессионального образования Элизабетта компенсировала трудолюбием, самостоятельным изучением картин известных живописцев Болоньи, Флоренции и Рима. На ее стиль особенно повлияло творчество болонского живописца Гвидо Рени – учителя ее отца. На протяжении всей недолгой жизни она отличалась удивительной работоспособностью. Поскольку прогрессирующая болезнь отца не позволяла ему работать, Элизабетта обеспечивала всю семью: родителей, трех братьев и двух сестер. Она писала картины удивительно быстро. Устраивала публичные сеансы, на которых демонстрировала эту способность. Таким образом старалась развеять слухи, что ее картины созданы ее отцом. Всего за 27 лет она создала 170 картин, 14 гравюр и большое количество рисунков. Элизабетта Сирани писала картины на популярные в эпоху барокко библейские, мифологические и аллегорические сюжеты, портреты и автопортреты.



Элизабетта Сирани. Автопортрет. Начало 1660-х. Собрание НГХМ

На автопортрете 1660-х гг. мы видим Элизабетту в окружении девочки и девушки. Считалось, что эта работа – аллегорическое изображение распространенной в искусстве философской темы «Возрасты жизни», когда на одном полотне человек предстает в разные возрастные периоды: детства, юности, зрелости, старости. В руках художницы палитра и муштабель – длинная палочка с набалдашником, на которую опирались рукой при исполнении тончайших мазков. За спиной виден мольберт. Девочка с нотами изображена поющей, а девушка справа – держащей перо. Три женских образа можно рассматривать и как аллегорию трех искусств: живописи, музыки и поэзии. Известно, что сама Э. Сирани прекрасно пела, играла на арфе и писала стихи. Возможно, что на этом полотне художница изобразила себя и двух сестер – Барбару и Анну Марию, которые обучались в основанной ею школе живописи для женщин.

Теплый охристый колорит объединяет героинь, подчеркивая их родственную связь. Мягкая живописная манера письма позволяет передать нежность, женственность сестер. Яркий поток света, льющийся слева, показывает красоту и индивидуальность каждого лица. Виртуозно написаны жемчужные бусы и серьги. Младшие сестры с любовью смотрят на Элизабетту, которая словно погрузилась в свои мысли. Автопортрет написан в период расцвета и признания ее творчества, когда художница была принята в Академию св. Луки в Риме.
 
Евгения Чистякова

история музея