Аполлинарий Васнецов

6 августа 1856 года родился Аполлинарий Васнецов.

Первые уроки живописи будущий художник брал у старшего брата, Виктора Васнецова, затем совершенствовал мастерство в Абрамцевском кружке, работая с известными живописцами того времени. Впоследствии отсутствие систематического художественного образования не помешало Васнецову получить звание академика.

В 1880-1890-х годах художник работает в подмосковном Абрамцеве и соседней Ахтырке, создавая пейзажи. К этому времени относится, например, «Пейзаж с домиком» 1888 года, выполненный в свободной эскизной манере и не лишенный влияния старших коллег.


Аполлинарий Васнецов. Пейзаж с домиком. 1888. Холст, наклеенный на дерево, масло

Другой пейзаж из собрания НГХМ - «Пруд» - начала XX века связан с усадьбой Демьяново, бывшей центром притяжения творческой интеллигенции. С 1903 по 1917 годы Аполлинарий Васнецов каждое лето проводил в этой усадьбе и написал около 50 ее видов, которые составляют вершину его пейзажного творчества. (О тайнах этого пруда мы рассказывали здесь).


Аполлинарий Васнецов. Пруд. Начало XX века. Холст, масло. 74,5×99,5

Васнецова занимала и общественная деятельность. В начале 1900-х годов он принимал активное участие в организации художественно-исторического музея на своей родине, в Вятке (Киров): передал ему ряд своих работ, оказывал содействие в приобретении произведений других художников. В 1989 году Вятскому художественному музею было присвоено имя Виктора и Аполлинария Васнецовых.

В это же время творчество художника обретает свой неповторимый облик. Именно тогда Аполлинарий Васнецов создает знаменитые архитектурные пейзажи с видами старинной Москвы. В их числе работы из собрания НГХМ: «Спасский крестец. Старая Москва (Спасов образ)», «Воскресенский мост. Конец XVII столетия», «Лубяной торг у стены Белого города в Москве XVII века».
 

Аполлинарий Васнецов. Спасский крестец. Старая Москва (Спасов образ). 1905. Картон, уголь, акварель, белила. 53,5×74


Аполлинарий Васнецов. Воскресенский мост. Конец XVII столетия. 1913. Бумага, уголь, акварель. 50×65


Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг у стены Белого города в Москве XVII века. 1918. Бумага на картоне, уголь, гуашь, акварель, белила. 49,4×63,8

Увлечение образами Древней Руси не было тогда редкостью, но художник привнес в них специфические, только ему присущие, черты. В них соединяются мастерство художника и пытливость исследователя. В 1918-1928 годах Аполлинарий Васнецов возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования в центральной части города. Археологическая точность в воспроизведении архитектуры сочетается в его работах с подробностями жизни и быта старой Москвы, как будто «подсмотренными» мастером. Вот женщина несет гуся, вот горожане беседуют; вот идет охотник с собаками; верующие встречают крестный ход, монахини идут за водой. Благодаря этим подробностям архитектурные виды наполняются внутренней жизнью.


Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг у стены Белого города в Москве XVII века. 1918. Фрагмент

Склонность к научным обобщениям выразилась у Аполлинария Васнецова в попытках теоретического осмысления искусства. В частности, в 1908 году был опубликован его труд «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи». В нем, кроме всего прочего, художник определяет изобразительное искусство как одно из проявлений инстинкта самоопределения, как способ познать себя. И, глядя на его работы, нельзя не согласиться, что Аполлинарий Васнецов нашел себя в искусстве.