Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
19 января — день рождения Валентина Серова. НГХМ обладает небольшой коллекцией работ художника. Она включает 16 произведений, большую часть которых составляют графические листы.

В отличие от живописных произведений, графическая часть коллекции остается мало известной зрителям. Прежде всего, это связано с особенностями графики как вида искусства. Подобные произведения создаются, как правило, на бумаге, часто с использованием сыпучих материалов. Кроме того, графика чувствительна к свету, перепадам температуры воздуха, влажности и т.д. Поэтому большую часть времени такие работы находятся в фондах музея, и демонстрируются только на временных выставках.

Коллекция НГХМ включает графические листы, относящиеся к разным периодам творчества Серова. Художник считал, что он не обладает чувством цвета, и, начиная с юности, прибегал к графическому решению произведений. Самая ранняя из подобных работ в собрании музея - «Портрет девушки», автору на момент еe создания было около 14 лет.
 
 
Портрет девушки. Конец XIX – начало XX века. Бумага, карандаш. 35×25. Собрание НГХМ
 
Отдельным направлением в графическом наследии художника является иллюстрирование басен. Работать над ними Серов начал с 1895 года и продолжал до конца своей жизни. При их создании художник нередко прибегал к средствам печатной графики. «Волк и пастухи», иллюстрация к одноименной басне Ивана Крылова, создана мастером в технике офорта. При создании подобных произведений используют металлическую пластину, которую покрывают слоем кислотоупорного лака. После этого на нем процарапывают рисунок и протравливают пластину. Штрихи при этом углубляются. Затем излишки лака смывают, а в полученные углубления засыпают порошок и делают оттиск на чуть влажную бумагу.
 

Волк и пастухи. Бумага, офорт. 26,9×33,9. Собрание НГХМ

Иллюстрирование басен давало возможность художнику обращаться к образам животных, которые всегда привлекали внимание художника. Сам автор однажды сказал, имея в виду людей: «Скучные, ужас до чего скучные, - звери лучше: и красивее, и веселее, и просто лучше». Чтобы образы зверей были точными и убедительными Серов часто посещал зоопарки, зарисовывая птиц, зверей в различных позах и ситуациях.

Несмотря на широту творческих интересов, Валентин Серов вошел в историю отечественного искусства, прежде всего, как портретист. Но при этом, по мнению искусствоведа Абрама Эфроса, Серов пытался найти анималистический прообраз каждого персонажа. Подтверждением тому может служить «Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком», в котором сама героиня похожа на маленькое, беззащитное существо. Историк искусства Игорь Грабарь назвал этот портрет «самым трогательным в русском искусстве».
 
 
Портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком. 1904. Картон, уголь, пастель, сангина. 54,5×46. Собрание НГХМ
 
 
Ольга Чижус

история музея