14 апреля 1870 года родился художник-мечтатель, тонкий лирик, певец дворянских усадеб Виктор Борисов-Мусатов.
Его биография не богата внешними событиями. Будущий художник родился в Саратове, где провел большую часть своей жизни. Художественное образование Борисов-Мусатов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, петербургской Академии художеств, а затем уехал в Париж, где совершенствовал мастерство. Там он по-настоящему открыл для себя символизм, став одним из лидеров этого направления в России.
Вам наверняка знакомы картины Борисова-Мусатова с изображением старинных парков, по дорожкам которых прогуливаются дамы в нарядах прошлых столетий. Одна из подобных картин есть и в собрании нашего музея. Это «Отблеск заката».
В. Борисов-Мусатов. Отблеск заката. 1904.
Работы этого художника сочетают в себе реальность и вымысел. Так, усадебный дом, расположенный на вершине холма, имеет реальную основу. Это дом усадьбы Введенское, расположенной в Подмосковье, недалеко от Звенигорода, на берегу Москва-реки. Борисов-Мусатов посетил ее летом 1904 года. По тропинке парка, по направлению к дому, идут дамы. Лиц женщин нельзя определить. Но, возможно, за основу были взяты образы близких художнику людей: для большинства картин ему позировали сестры Агриппина и Елена, жена Елена Александрова.
Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина
на фоне усадьбы Введенское.
Образы на картине являются ключом к ее пониманию: наряды дам позволяют понять, что перед нами — образ прошлого. Причем, автор не делает отсылок к какой-то определенной эпохе. Он говорил: «А какая эпоха? – спросите вы. А это, знаете ли, просто "красивая эпоха"». На первый взгляд может показаться, что творчество Борисова-Мусатова оторвано от действительности, но это не так. Обращаясь к образам прошлого, художник постигает свою эпоху, отзывается на современные события. В искусстве рубежа веков уход в прошлое был распространен, он был, своего рода, эстетическим протестом против беспокойной действительности, возвращая людей в «золотой век». Творчество художников этого времени часто проникнуто ощущением конца эпохи. Чувствуется это и в картине «Отблеск заката». У горизонта едва различимо пятно заходящего солнца, и сам дом, расположенный на линии горизонта, похож на него, а название картины можно трактовать как метафору уходящей эпохи.
В. Борисов-Мусатов. Отблеск заката. 1904. Деталь.
Большинство работ Виктора Борисова-Мусатова написаны темперными красками. Такая техника создает ощущение зыбкости, хрупкости и призрачности сотворенного художником мира. Борисов-Мусатов писал темперой разными способами. Один из них такой: жидко разведенной краской он прокрашивал холст, затем после высыхания краски, кистью, смоченной в другой краске, покрывал только выступающие переплетения нитей холста, в углублениях между которыми оставался цвет нижнего красочного слоя. В картине «Отблеск заката», например, подобным образом написана одежда одной из дам. Из-за особой техники картины Борисова-Мусатова похожи на гобелены, кажется, можно потянуть за одну ниточку и гобелен распустится, исчезнет, как мираж, вместе с уходящей в прошлое эпохой.
В. Борисов-Мусатов. Отблеск заката. 1904. Деталь
В собрании музея также хранится пейзаж Виктора Борисова-Мусатова «Березы» и акварель «Встреча у колонны» (1902-1903). Существует предположение, что они были написаны по впечатлениям от посещений усадьбы Зубриловка, располагавшейся на территории современной Пензенской области. Художник неоднократно приезжал сюда, и местные образы легли в основу многих его работ, среди которых знаменитые «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902-1903) и «Призраки» (1903) (все — Третьяковская галерея).
В. Борисов- Мусатов. Березы.
Встреча у колонны. 1902-1903. Бумага, акварель, сангина.
Художник ушел из жизни в возрасте 35 лет, но его творчество имело последователей. Молодые художники, земляки мастера, - Павел Кузнецов и Петр Уткин, - в 1904 году в Саратове вместе со своими коллегами организовали выставку «Алая роза», почетным участником которой был их вдохновитель и наставник. После его смерти этими живописцами была организована выставка «Голубая роза», которая впоследствии стала первым творческим содружеством, положившим начало новым направлениям в русской живописи.
Ольга Чижус