Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

6 апреля 1520 года, ровно 500 лет назад, остановилось сердце великого гения эпохи Возрождения. Его имя, вне всяких сомнений, составляет славу не только итальянского, но и всего мирового искусства.


 

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.


Рафаэль был не только «титаном Ренессанса», уникальным мастером, совмещающим в себе дар графика, живописца и архитектора — он фактически открыл своим творчеством совершенно новую страницу в истории, сформировал основу для академической системы, по которой и сегодня готовят любого профессионального художника. Искусство до Рафаэля и искусство после Рафаэля — две различные эпохи.

 

Рафаэль Санти. Голова апостола. (На сегодняшний день самое дорогое произведение графики в  мировом    искусстве. Реализовано на аукционе Sotheby’s в 2012 году за 47,8 млн $).


Если бы мы попытались подсчитать количество заимствований, цитат, отсылок, аллюзий на Рафаэля в работах других мастеров за прошедшие пять веков, это было бы подобно попытке сосчитать звезды на небосклоне.

 


Рафаэль Санти. Афинская школа. 1511. Ватикан. Рим, Италия

 

 

Вильгельм фон Каульбах. Эскиз к фреске «Эпоха Реформации». 1863. (создан по образцу фрески Рафаэля «Афинская школа»). Из собрания НГХМ, Нижний Новгород.

 


Вильгельм фон Каульбах. Эскиз к фреске «Эпоха Реформации». Фрагмент с изображением Рафаэля, Леонардо и Микеланджело. 1863. Из собрания НГХМ, Нижний Новгород.

 

Если бы мы представили на какое-то мгновение, что Рафаэля никогда не было, то нам пришлось бы «стереть» больше половины залов во всех художественных музеях мира. Ибо каждый стиль, каждое направление, возникающее в искусстве, начиная с XVI столетия и заканчивая нашим временем, соотносило себя с феноменом Рафаэля. Ему либо подражали, либо протестовали против него. Его либо обожествляли, либо пытались «сбросить с корабля современности».

Условно говоря, если мы хотим узнать имена его последователей и «учеников», то нам нужно всего лишь прочитать половину энциклопедии искусств.

Если мы захотим узнать имена противников его творчества — вторую половину.

Пять столетий он незримо собирает вокруг себя весь художественный мир!

 

 

Памятник Рафаэлю в родном городе Урбино, Италия.

 

Смерть Рафаэля смогла доказать лишь одно…

 

...что он бессмертен

 

Антон Огинов


история музея