Данный выпуск посвящен одному из самых знатных и богатых родов Российской империи - Шереметевым.
Подобно Романовым, Шереметевы ведут своё происхождение от Андрея Кобылы. Праправнуком Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, от которого и произошла фамилия Шереметевы.
Брак сына Б.П. Шереметева Петра с наследницей А.М. Черкасского княжной Варварой положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Их сын, граф Николай Петрович Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал знаменитый Фонтанный дом.
Кроме графской, существуют и менее известные, нетитулованные ветви рода. Одна из них — нижегородская ветвь Шереметевых. Первым ее представителем является внучатый племянник фельдмаршала Бориса Шереметева - Василий Сергеевич Шереметев. 1812 году он купил село Юрино (ныне республика Марий Эл). С этого времени началось строительство нового поместья, которое продолжилось при его сыне, участнике войны 1812 года, Сергее Васильевиче Шереметеве. Со временем Юрино перешло его брату - Пётру Васильевичу Шереметеву, женатому на Елизавете Соломоновне Мартыновой, сестре печально известного Н.С. Мартынова, убившего на дуэли М.В. Лермонтова.
Замок Шереметева в Юрино
Петр Васильевич близко общался с А.С. Пушкиным, о чем свидетельствует М.И. Пущин. Особенно часто они встречались в 1829 году, когда П.В. Шереметев лечился на Кавказских минеральных водах.
Елизавета Соломоновна тоже знала и высоко ценила творчество А.С. Пушкина. В 1841 году совместно с поэтом Чезаре Боччелли она перевела на итальянский язык четыре поэмы Александра Сергеевича.
Петр Васильевич Шереметев скончался в 1837 году. Овдовев, Елизавета Соломоновна с сыном Василием и дочерью Елизаветой уехала в Италию на 10 лет. Кроме переводов литературы она занималась живописью, и в 1843 году во Флоренции получила звание почётного профессора-академика Флорентийской академии изящных искусств. Там же она заказала художнику Джузеппе Беццуоли два портрета - свой и своих детей. На данный момент оба портрета находятся в коллекции Нижегородского художественного музея.
Джузеппе Беццуоли. Портрет Елизаветы Соломоновны Мартыновой, 1845. Собрание НГХМ
Джузеппе Беццуоли. Портрет Елизаветы и Василия Шереметевых, 1845. Собрание НГХМ
Сын Елизаветы Соломоновны Василий стал следующим владельцем Юринской усадьбы.
Василий Петрович Шереметев
Именно при нем началось строительство знаменитого дворца. Шереметевский замок был построен по проекту немецкого архитектора Р. Мюллера в стиле поздней неоготики, но с элементами других стилей - романского, мавританского, неорусского. Василий Шереметев хотел построить не просто русскую усадьбу, а сооружение, где бы присутствовали разные эпохи, страны и стили.
В замке было почти сто комнат: «Картинная галерея», «Восточный кабинет», «Дубовая комната». Кроме дворца, архитекторами были выстроены многочисленные служебные корпуса, партерный и пейзажный парки с прудами. Общая площадь усадьбы с парком составила более 45 гектаров.
Василий Петрович был женат на фрейлине Императрицы Ольге Дмитриевне Скобелевой - сестре знаменитого генерала Михаила Дмитриевича Скобелева.
Ольга Дмитриевна Скобелева (жена Василия Петровича Шереметева) с дочерью
Характер у Василия Петровича был вспыльчивый, и жена, как вспоминали современники, уравновешивала его. У Шереметева была огромная коллекция пенковых трубок с тончайшими фигурами художественной работы. Обыкновенно он ходил по усадьбе с длиннейшей трубкой и, осматривая свои огромные службы, сад и оранжереи, ругался по-русски, признаваясь, что очень любит русскую брань. Зимой он заходил в зимний сад и, заметив, что какая-нибудь из пальм упирается в стекло, приказывал ее рубить и пилить на дрова, затем бросал их в своем кабинете в камин и говорил: «Черт знает как я богат, пальмами отапливаю свой кабинет».
В юринских оранжереях выращивались экзотические южные фрукты: виноград, персики, абрикосы, финики, лимоны, бананы. В парке высаживалось множество цветов: до 16 сортов пионов, гортензии, герань, камелии, имелся специальный розарий. А на горе Маковка рос жасмин.
Последним владельцем усадьбы стал сын Василия Петровича и Ольги Дмитриевны - Петр. Он был женат на француженке Луизе Камиловне Руссель. Детей супруги не имели, и жили во Франции, приезжая в Юрино несколько раз в год.
Шереметевы собрали одну из выдающихся коллекций (крупнейшую в Нижегородской губернии) произведений искусства и предметов быта.
Картинная галерея замка в Юрино (над камином – портрет Елизаветы Соломоновны Мартыновой кисти Джузеппе Беццуоли).
Среди них — 127 картин мастеров Италии, Голландии, Англии, Испании, Германии, Фландрии и Франции. Кроме того, здесь находилось 26 икон, в том числе пять — старого греческого письма.
Также, в собрании было свыше тысячи предметов древней керамики (среди которой этрусская и древнегреческая), майолика, фаянс, фарфор (китайский, японский, мейсенский, севрский, венский, лучшие образцы отечественного), эмали (в том числе редчайшие XVI века), изделия из старинной китайской и японской бронзы, хрусталь, резьба по дереву и слоновой кости, мозаика.
Блюдо (майолика), 17 век, Италия (из коллекции Шереметевых). Собрание НГХМ
После революции 1917 года в замке расположился дом отдыха. Коллекцию Шереметевых национализировали, она попала в нижегородский историко-художественный музей, который впоследствии был разделен на два учреждения – нижегородский художественный музей и нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник. Предметы коллекции была разделены между ними.
Неизвестный художник, «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», 16 век, Италия (из коллекции Шереметевых). Собрание НГХМ
Питер Мейленар, «Битва», 17 век, Фландрия (из коллекции Шереметевых). Собрание НГХМ