Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
"Музейная гостиная"
8+

В Нижегородском государственном художественном музее хранятся прекрасные образцы детского портрета западноевропейских художников. Сегодня все понимают ценность детства – беззаботного, довольно короткого периода жизни человека. Это время нескончаемой игры и постоянной жажды познания. Раньше, 300-400 лет назад, люди иначе воспринимали первые годы жизни человека. Это был лишь подготовительный этап ко взрослой жизни.

Первые детские портреты создавались по заказу королей и богатых аристократов. В таких работах художники старались подчеркнуть социальное положение модели, поэтому в них наблюдается сходство с парадным портретом взрослого человека. Постепенно в XVIII веке в обществе возник интерес к миру детей, к теме детства. Это было связано с вопросами воспитания и образования подрастающего поколения. В обществе стала популярной мысль о том, что детство – это особый важный этап жизни, который очень важен для формирования личности.

Французский скульптор, мастер портрета Жан Антуан Гудон (1741-1828) в своем творчестве обращался и к образам детей. Наиболее известны два терракотовых бюста Александра и Луизы Броньяр (1777 г.).


   

Жан Антуан Гудон. Луиза Броньяр. Бюст. 1777. Терракота. Высота 34. Лувр

Это дети его друга – архитектора Александра Теодора Броньяра. В нашем музее представлен бронзовый бюст Луизы.



Жан Антуан Гудон. Дочь архитектора А. Броньяра - Луиза. Бюст. Реплика с оригинала 1777 года, Лувр. Бронза, литье, мрамор. Высота 61. Собрание НГХМ

Он отлит в XIX веке. Девочка изображена в пятилетнем возрасте. Мягкими округлыми линиями скульптор передал нежность детского лица. Волосы Луизы собраны наверху и подвязаны широкой лентой. Ее взгляд внимательный и серьезный, говорит нам о том, что несмотря на юный возраст, это думающий, размышляющий человек. Легкий поворот головы Луизы пробуждает желание обойти скульптуру кругом, поймать взгляд девочки. Оригинальный материал – терракота, обожженная глина красного цвета, добавляет образу Луизы теплоты и изящества. Бронза отражает свет, поэтому поверхность бюста покрыта бликами. Происходит взаимодействие темных и светлых пятен, в результате линии становятся более четкими.



Джузеппе Беццуоли. Портрет Василия и Елизаветы Шереметевых. 1843. Собрание НГХМ

«Портрет Василия и Елизаветы Шереметевых» итальянского художника Джузеппе Беццуоли (1784-1855) написан в Риме в 1843 г. по заказу их матери Елизаветы Соломоновны Шереметевой (Мартыновой). Дети изображены на фоне скалистого пейзажа. Вдали срывается с обрыва мощный горный поток. На портрете Василию 7 лет, Елизавете – 8. Используя ровное освещение первого плана картины, светло-розовые оттенки, Беццуоли передает красоту и выразительность детских лиц. Легкий румянец покрывает их щеки. Тщательно написана одежда детей, передан благородный насыщенный цвет и мягкость бархата, аккуратно лежат гофрированные воротнички. Дети изображены неподвижными, поза напоминает парадный портрет. Рядом с ними их верный друг – собачка, которая будто ждет продолжения прервавшейся игры. Нежно и трогательно смотрятся маленькие желтые цветы крестоцвета на фоне белой юбки девочки.

Евгения Чистякова

история музея