"Музейная гостиная"
8+
В Нижегородском государственном художественном музее хранятся прекрасные образцы детского портрета западноевропейских художников. Сегодня все понимают ценность детства – беззаботного, довольно короткого периода жизни человека. Это время нескончаемой игры и постоянной жажды познания. Раньше, 300-400 лет назад, люди иначе воспринимали первые годы жизни человека. Это был лишь подготовительный этап ко взрослой жизни.
Первые детские портреты создавались по заказу королей и богатых аристократов. В таких работах художники старались подчеркнуть социальное положение модели, поэтому в них наблюдается сходство с парадным портретом взрослого человека. Постепенно в XVIII веке в обществе возник интерес к миру детей, к теме детства. Это было связано с вопросами воспитания и образования подрастающего поколения. В обществе стала популярной мысль о том, что детство – это особый важный этап жизни, который очень важен для формирования личности.
Французский скульптор, мастер портрета Жан Антуан Гудон (1741-1828) в своем творчестве обращался и к образам детей. Наиболее известны два терракотовых бюста Александра и Луизы Броньяр (1777 г.).
Жан Антуан Гудон. Луиза Броньяр. Бюст. 1777. Терракота. Высота 34. Лувр
Это дети его друга – архитектора Александра Теодора Броньяра. В нашем музее представлен бронзовый бюст Луизы.
Жан Антуан Гудон. Дочь архитектора А. Броньяра - Луиза. Бюст. Реплика с оригинала 1777 года, Лувр. Бронза, литье, мрамор. Высота 61. Собрание НГХМ
Он отлит в XIX веке. Девочка изображена в пятилетнем возрасте. Мягкими округлыми линиями скульптор передал нежность детского лица. Волосы Луизы собраны наверху и подвязаны широкой лентой. Ее взгляд внимательный и серьезный, говорит нам о том, что несмотря на юный возраст, это думающий, размышляющий человек. Легкий поворот головы Луизы пробуждает желание обойти скульптуру кругом, поймать взгляд девочки. Оригинальный материал – терракота, обожженная глина красного цвета, добавляет образу Луизы теплоты и изящества. Бронза отражает свет, поэтому поверхность бюста покрыта бликами. Происходит взаимодействие темных и светлых пятен, в результате линии становятся более четкими.
Джузеппе Беццуоли. Портрет Василия и Елизаветы Шереметевых. 1843. Собрание НГХМ
«Портрет Василия и Елизаветы Шереметевых» итальянского художника Джузеппе Беццуоли (1784-1855) написан в Риме в 1843 г. по заказу их матери Елизаветы Соломоновны Шереметевой (Мартыновой). Дети изображены на фоне скалистого пейзажа. Вдали срывается с обрыва мощный горный поток. На портрете Василию 7 лет, Елизавете – 8. Используя ровное освещение первого плана картины, светло-розовые оттенки, Беццуоли передает красоту и выразительность детских лиц. Легкий румянец покрывает их щеки. Тщательно написана одежда детей, передан благородный насыщенный цвет и мягкость бархата, аккуратно лежат гофрированные воротнички. Дети изображены неподвижными, поза напоминает парадный портрет. Рядом с ними их верный друг – собачка, которая будто ждет продолжения прервавшейся игры. Нежно и трогательно смотрятся маленькие желтые цветы крестоцвета на фоне белой юбки девочки.
Евгения Чистякова