Нижегородский художественный музей обладает богатым собранием работ отечественных мастеров советского периода. Большая часть этих произведений посвящена Великой Отечественной войне. Удивляться этому не приходится, так как война стала крупнейшим бедствием в новейшей истории нашей страны и нашего народа, затронув все аспекты культуры. Немаловажно и то, что многие художники сами воевали или ездили на линию фронта, чтобы запечатлевать в своих работах настоящую жизнь советских бойцов. Однако и после разгрома фашистов и много лет спустя, война не переставала тревожить воображение художников, побуждая от повествовательности перейти к более глубокому, творческому осмыслению. Так постепенно военная тематика в изобразительном искусстве стала воплощаться во все более сложных образно-стилистических и жанровых формах.
В нашем собрании находится картина нижегородского художника Владимира Александровича Данилюка «Майское утро». Владимир Александрович воевал, был тяжело ранен и даже побывал в фашистском плену. Может поэтому он как никакой другой художник ценил свет, солнце и радость в искусстве и в жизни.
В.А. Данилюк (1919 – 2007) «Майское утро» 1982. Холст, масло
Картина «Майское утро» была написана почти сорок лет спустя после войны, в 1982 году. Тема памяти раскрывается здесь очень тонко, ненавязчиво, своеобразно и как бы вскользь, через интерьерный жанр. В минималистичное пространство современной квартиры или дома врываются потоки солнечного света и воздуха, побуждая взгляд зрителя устремиться им навстречу. Но изображение висящего на стуле пиджака с наградами на границе интерьера, заставляет остановиться и мгновенно переключиться на другой аспект восприятия. Таким образом, точка соприкосновения пространственных планов становится точкой пересечения во времени двух весен - 1945-го и 1982-го.
Но это напоминание о цене сегодняшнего благополучия не гнетет и не подавляет зрителя, а заставляет полнее ощутить радость жизни и чувство сыновней благодарности, без натужного пафоса, без привкуса казенной агитации. Так просто и естественно о войне может говорить только человек, видевший ее лицом к лицу.
Мотив большого окна, раскрытого в солнечный пейзаж, очень часто встречается в работах этого мастера. Отсутствие конкретики сообщает его заоконным видам некоторую меру условности, иносказательности, однако без романтической меланхолии. В целом она была чужда художнику. Как правило, его окна это позитивные образы динамичной современности, яркого какого-то здешнего солнца, счастливых надежд и жизненных перспектив.
В этой своей работе Данилюк стремится раздвинуть границы интерьерного жанра, создавая тонкий ускользающий образ «отсутствующего присутствия», «портрет» героя в картине без такового. Фронтальность композиционного построения только усугубляет степень пространственной и жанровой условности. Крупные, но не массивные красочные мазки формально скорее стремятся к небольшим хрупким плоскостям, а легкие высветленные оттенки дополняют ощущение воздушности и невесомости пространства, его предметно-эмпирической разрыхленности.
Мотив «обретения» человека (в конце концов, и человечности) через признаки его незримого присутствия в интерьере имеет довольно давнюю историю в мировой и отечественной живописи. Прежде всего, можно вспомнить картину Винсента Ван Гога «Спальня в Арле», которую художник повторял несколько раз. Из работ русских мастеров - пронзительный рисунок М.А. Врубеля «Кровать» из цикла «Бессонница». Или интерьеры С.Ю. Жуковского, в которых ощущается тепло человеческого присутствия, и в то же время неуловимая грусть о человеке, атмосфера томительного ожидания его появления.
Так и в работе из нашего собрания есть эта драматичная грустная нота, которая несколько перекрывает невинное любование жизнью, но и придает ему большую остроту и осмысленность.
Наверное, очень символично, что День Победы приходится на весну и именно на май, когда природа пробуждается, и надежда на обновление получает свое видимое подтверждение. В это время антиномия жизни и смерти воспринимается особенно пронзительно и тревожно. И художник очень тонко сумел передать это эмоционально противоречивое состояние в своей картине «Майское утро».
Алексей Гурин